logo
Семейная психология / Shipitsyna_L_M_Korrektsionno-obrazovatelnye_prog

Пояснительная записка

Программа по сенсорному развитию составлена с учетом особенностей познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей к помогает б решении специальных задач, таких как:

§   исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка;

§   формирование знаний о предметах окружающей действительности;

§   развитие навыков и умений, которые необходимы им для социальной адаптации.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форм;, размер, расположение в пространстве, качество звуков т. п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие умственно отсталых детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полного усвоения знаний и навыков в младших классах школы.

Развитие слухового развития и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи, Глубоко умственно отсталые школьники учатся различать звуки окружающей действительности, например, шуршание листьев, стук, звон, голоса животных и т. п. Развитие речевого слуха проводится при формировании восприятия и воспроизведения простого и сложного ритма при постукивании, различении на слух и воспроизведении различных звуков речи и звукосочетаний, при восприятии и подражании ритмической речи.

На уроках сенсорного развития учатся различать геометрические фигуры по цвету и размеру, распознавать и называть геометрические фигуры и геометрические тела (плоскостные и объемные фигуры), упражняются в составлении комбинации из полосок, геометрических фигур, расположении их в определенной последовательности по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Основными методами работы являются: организация наблюдений, проведение сравнений, сопоставлений. Учащимся показывают предметы, их изображения и учат работать с ними – накладывать друг на друга, класть рядом, передвигать, лепить из пластилина заданное количество предметов и геометрических фигур.

Занимаясь развитием и совершенствованием движений пальцев рук (застегивая, зашнуровывая, сортируя и перебирая мелкие предметы - крупы, пуговицы и т. п., раскрашивая по трафарету), умственно отсталые дети приобретают умение манипулировать предметами для более точного их изучения, приобретают навык пользования карандашом и ручкой для написания букв и их элементов.

На уроках сенсорики умственно отсталые дети совершенствуют свои знания о цвете предметов, усваивают порядок, в котором цвета расположены в спектре, знакомятся с оттенками (последовательным изменением каждого цвета). Выкладывая несложные узоры, ритмически чередуя определенные цвета, а также группируя теплые и холодные цвета спектра, они усваивают разнообразные цветовые сочетания.

И, наконец, знакомясь с материалом, из которого изготавливаются предметы, дети не только расширяют свои знания о них, но и обогащают словарь, работают над формированием связной речи, образуя словосочетания типа: чайник из металла, кошелек из кожи, резиновый мяч т. п.

Для успешной работы с умственно отсталыми учащимися учителю необходимо подобрать наглядные пособия и раздаточный материал, игры.

Учащиеся должны уметь:

§   различать на слух звуки окружающей действительности;

§   воспроизводить простой и сложный ритм при постукивании;

§   различать на слух и воспроизводить различные звуки речи и звукосочетания и подражать ритмической речи;

§   называть предметы, характеризовать их по основным свойствам: цвету, форме, размеру, массе, материалу;

§   выполнять точные движения пальцами рук - застегивать, зашнуровывать, заштриховывать, нанизывать;

§   облекать в словесную форму свои знания о предметах, их свойствах и действиях с ними.

Знания, умения и навыки, полученные на уроках по сенсорному развитию, необходимо использовать при изучении других предметов школьной программы.

Уроки сенсорики предусматривают деление класса на две группы. Обстановка класса п учитель своим обликом, специальными приемами помогают сосредоточить внимание детей, обостряют их органы чувств при восприятии учебного материала.

Формируя слуховое восприятие и речевой слух детей, следует организовать работу так, чтобы звучащие игрушки были не только на столе учителя, но чтобы их имел каждый ученик. Дети, таким образом, будут иметь возможность выполнить инструкции учителя сразу после получения звукового сигнала. Следует приобрести звучащие игрушки: молоточки, колокольчики, шарманки, гармошки, дудочки и т. п., а также - изготовить коробочки для разных круп и песка.

При выработке навыка различения звуков окружающей действительности целесообразно использовать следующие игры: «Постучи как я», «Что ты слышишь?» (шорох, стук, звон, бульканье, треск), «Похлопай в ладоши, как я», «Кто как голос подает?»

В разделе работы по развитию речевого слуха используют такие игры, как: «Повтори за мной слоги» (даются сочетания трех одинаковых слогов со скользящим ударением: татата, татата, татата), «Скажи скороговорку медленно н четко» (У Саньки маленькие санки), «Скажи скороговорку быстро и правильно» (От топота копыт пыль по полю летит), «Расскажи стишок, отбивая ритм рукой» (Наша Таня громко плачет. . .), «Расскажи стишок с движениями рук» (Раз-два, раз-два я колю, колю дрова. Я колю по чурочке для маленькой печурочки).

В разделе изучения формы предметов целесообразнее сначала изучать геометрические тела, а затем - геометрические фигуры. При изучении плоских фигур необходимо использовать в работе доски Сегепа, которые не только закрепляют знания о плоских фигурах, но и способствуют развитию речи. Вкладышами сначала могут быть плоские фигуры одной формы, но разной величины, а потом - разных форм.

Чтобы дети лучше запомнили геометрические формы, нужно дать ребенку подержать фигуру, обвести ее контур. Учитывая специфику работы с умственно отсталыми детьми, их развитие, рекомендуется повторение одних и тех же заданий. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях. При изучении цветовой гаммы сначала целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается детьми с трудом, так как они его путают со светло-синим. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках цветов н делении цветов на группы теплых и холодных.

Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий п голубой цвета, установив их различия.

При изучении цвета следует использовать работу с бумагой. Заготовить цветные полоски, трафареты разной формы для конструирования радуга, цветов, цветовых панно и т. д.

Цвета дети запоминают лучше, если работают с цветом самостоятельно, поэтому желательно на каждом уроке использовать работы с красками. Проводить рисование красками на тему: «Листочки деревьев», «Одуванчики и жук на лугу», «Огоньки ночью». Следует использовать мозаику, выкладывая рисунки на темы; «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

При изучении размера предметов следует идти от простого к более сложному (большой, маленький, самый большой и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. При сравнении предметов по размеру происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных задач. Простой глазомерной задачей является выбор большего или меньшего предмета из двух-трех, а затем и большего количества. Так же целесообразно проводить упражнениявыбор по образцу, когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьем). Можно провести и следующие упражнения: подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Игры: «Распознай предметы и различай их по размерам», «Найди пару», «Матрешки», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд по убывающей длине», нанизывание колец на пирамиду.

На всех уроках по сенсорному развитию нужно уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.

Можно использовать игры: «Рыболов», «Умелый водитель», «Собери урожай», шнуровки, игру с пуговицами и, конечно гимнастику для пальцев рук, сопровождаемую стихами.

При знакомстве детей с материалами, из которых изготовляются предметы, детям даются слова - определения деревянный, стеклянный, резиновый и т. п. и словосочетания «утюг из металл?.», «ремень из кожи», «платье из материалам, «Бумажный кораблик». Полезно проводить игру-домино «Из чего сделано?».

На уроках сенсорики все приемы работы проигрываются учителем с детьми фронтально, а затем дети самостоятельно выполняют задания. Это дает возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, н помочь г его усвоении.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному развитию определяется во многом качеством йзготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги}- приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений.