10.3.Сертификация в экологической сфере
С принятием закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в стране введена обязательная сертификация товаров (работ и услуг). В вопросах обеспечения безопасности товаров (работ и услуг) сертификация осуществляется по следующим направлениям:
технологические процессы;
отходы производства и потребления;
услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде;
объекты окружающей среды, природные ресурсы.
Система экологической сертификации устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение, обмен, потребление по всем видам продукции, процессов работ, услуг. Она является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием и охраны окружающей среды.
Основными задачами системы экологической сертификации являются:
предупреждение неблагоприятного воздействия на жизнь и здоровье человека и состояние окружающей природной среды, а также факторов, связанных с процессом производства и применением продукции, утилизацией отходов производства и потребления, разработкой и использованием природных ресурсов;
обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;
защита потребителей от приобретения товаров (работ и услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду в процессе их использования и утилизации;
повышение конкурентноспособности отечественной продукции, содействие экспорту;
обеспечение интеграции экономики страны в мировой рынок.
В систему экологической сертификации можно включить экологическую маркировку и декларацию. Экологическая маркировка
используется для информирования потребителей о степени экологичности товаров, помогает им выбрать экологичную продукцию и Кроме того, является стимулом для производителей удовлетворять спрос на экологически чистые товары. Экологическая декларация Продукции (товара) — это описание всех свойств изделия, которые во время потребления и на стадии их превращения в отходы являются важными и в экологическом отношении. Цель такого описания — способствовать созданию производителями экологичных товаров.
Для формирования и развертывания государственной системы экологической сертификации необходимо:
определить номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации;
разработать экологические требования в нормативах и стандартах, пакет нормативно-методической документации.
В системе экологической сертификации участвуют Госстандарт России и органы контролирующие охрану природы.
Между участниками проведения сертификации ответственность распределяется следующим образом:
производитель (исполнитель, поставщик) несет ответственность за соответствие продукции (технологического процесса) требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, за правильность использования знака соответствия;
продавец несет ответственность за наличие сертификата и знака соответствия на реализуемую продукцию;
испытательная лаборатория (центр) несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;
орган по сертификации несет ответственность за правильность выдачи сертификата знака соответствия и подтверждение его действия.
Чтобы определить критерий экологической безопасности для технологических процессов существует понятие «соответствие уровню техники». Это значит, что для различных технологий производства однородной продукции уровень сбросов, выбросов, потребления сырья и воды, пожаро- и взрывоопасности, энергопотребления и т.д. не должен превышать показатели, принятые (установленные) как предельно допустимые на данный период времени, так и приближенные к показателям новейших технологических процессов. Эти показатели должны периодически пересматриваться. Новые материалы (искусственные и синтетические) должны отвечать следующим требованиям: не выделять в окружающую среду вредные вещества сверх допустимых пределов в процессе своего производства и эксплуатации, а по окончании потребления поддаваться естественным процессам разложения, чтобы не захламлять окружающую среду.
В номенклатуре отходов производства и потребления насчитывается около 100 тыс. наименований и ущерб от их складирования ощутимый. Условия обращения отходов, их соответствие заданным экологическим и природоохранным правилам является главным в экологической сертификации. Процедура экологической сертификации отходов распространяется на все виды их обращения: удаление, складирование, переработку, утилизацию, хранение, транспортировку, захоронение.
Вопрос об экологической сертификации природных ресурсов возникает только в случае их разработки и изъятия, так как лишь в процессе природопользования возникает опасность загрязнения окружающей среды. В таких случаях экологическая сертификация должна проводиться в соответствии с требованиями экологической безопасности, оговоренными договорами и лицензиями на комплексное природопользование.
Система экологической сертификации должна быть одним из рычагов в экономическом стимулировании природопользования. Экологическая сертификация должна быть основанием для рассмотрения вопроса о выдаче государственной лицензии на право природопользования, а также при льготном кредитовании и налогообложении,
Финансирование экологической сертификации имеет два источника. Государственное финансирование осуществляется в случаях: разработки правил и рекомендаций по проведению сертификации; проведения государственного контроля и надзора; ведения государственного реестра и др. Оплата работ по обязательной экологической сертификации проводится заявителем, и эта сумма включается в себестоимость продукции.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем