10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
Управление — целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам, целям. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием — это совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в окружающей природной среде в желательном для общества направлении.
Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственное управление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей природной среды. Причем это должно быть сделано на основе познания и использования эколого-экономических закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.
Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования и охране природы. Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объем властных полномочий. Объект управления природопользованием — деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правого регулирования. Формами государственного управления являются акты управления (нормативные, директивные, индивидуальные), административные соглашения и материально-технические действия.
Государственное управление в сфере природопользования включает в себя три вида управления деятельностью: социально-экономический, административно-политический и социально-культурный. Управление природопользованием осуществляется с помощью административных (принудительных), экономических и идеологических (воспитательных) методов решения тех или иных вопросов.
Методы управления позволяют постоянно, непосредственно и оперативно решать вопросы и достигать целей управления. В управлении природопользованием используются методы: запрещения; приостановления; изъятия (прекращения права пользования); согласования и разрешения (выдача лицензий, договор на комплексное природопользование и т.п.).
Государственное управление в сфере природопользования осуществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством устанавливаются специфические принципы охраны природы: комплексность, всеобщность, планомерность, использование возможностей НТП и международного сотрудничества.
Конечная цель государственного управления природопользованием — достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Но она не достижима сразу, поэтому определяются промежуточные цели на каждом конкретном этапе (промежутке времени) — конкретные показатели качества окружающей природной среды.
Система органов государственного управления природопользования — это единый организм, состоящий из взаимосвязанных, субординированных элементов. Функции органов государственного управления в сфере экологии подразделяются на три составляющие:
управленческая — организация, общее руководство, оперативное распорядительство, издание нормативных актов и их изменение;
планирования, прогнозирования и координации;
учета, контроля и надзора.
В Российской Федерации многие министерства и ведомства (департаменты) являются непосредственными природопользователями, но специальных функций по государственному контролю и надзору не выполняют. Функции органов государственного управления определяются исходя из содержания, задач и компетенции того или иного органа управления. Органы государственного управления могут быть классифицированы по объектам их компетенции. Различаются органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены: Президент РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Специальной компетенцией наделены те органы государства, которые в соответствии с положением о них, утвержденным правительственным актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные, экологические функции. По характеру своей специальной компетенции такие органы подразделяются на два вида: координационные, решающие комплексные задачи в сфере охраны окружающей среды и природопользования, и отраслевые.
Координационные органы выполняют все задачи или блок природоохранных задач, одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов. Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране и использовании отдельных природных объектов. Координационную деятельность в области охраны окружающей среды ранее осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) и выполнял следующие функции: координационную, регулирующую, контрольно-инспекционную, разрешительную, информационную, эколого-просветительскую, природно-заповедную и международную.
К отраслевым специально уполномоченным органам относились: Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем); Комитет РФ по водному хозяйству (Росводхоз); Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра); Роскомлес.
С 2000 года в системе государственного управления природопользованием произошли изменения. В настоящее время функции Росводхоза, Роскомлеса, Роскомнедра и Госкомэкологии выполняют соответствующие структурные подразделения (департаменты) Министерства природных ресурсов РФ (МПР России).
Все координационные и отраслевые органы управления природопользованием имеют вертикальную структуру (территориальные органы) — министерства, комитеты, департаменты субъектов Федерации.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем