logo
состав ген плана

10.3. Архитектурно-планировочная структура. Функциональное зонирование

По функциональному назначению территория города подразделяется на селитебную, промышленную и коммунально-складскую, городского и внешнего транспорта, зону отдыха и туристско-рекреационную зону, санитарно-защитную и другие.

Новая архитектурно-планировочная структура формируется с учётом сложившейся планировочной и транспортной ситуации, размещения существующих производственных территорий, новых жилых образований, формирования рекреационной зоны и системы общегородских центров.

Проектные предложения направлены на создание компактного города на обоих берегах реки Юг, обеспеченного развитием транспортной системы, объединяющей все функциональные зоны города в единое целое, в увязке с внешними направлениями.

Планировочная система обеспечивает открытую территориальную структуру для дальнейшего развития города в восточном направлении.

Проектное размещение территорий новой застройки обеспечивает компактное формирование и органичное включение их в общую планировочную структуру.

Новые селитебные территории города расположены к востоку и юго-востоку от существующей застройки и разделены на 3-и основных жилых района. Из них расположены в правобережной части:

- Центральный - в восточной части города на продолжении улицы Красной, между улицей Маршала Конева и деревней Криводеево;

- Юго-Восточный район, расположенный между деревней Криводеево и автодорогой на Шарью;

- Южный район, расположенный к западу от автодороги на Шарью.

Получают проектное развитие следующие левобережные жилые территории. Завершается формирование кварталов новой индивидуальной застройки в западной части города в районе улицы Заречной.

Промышленно-коммунальные территории расположены в основном в левобережном северо-западном промышленно-коммунальном районе и правобережной северо-восточной части города.

Для более четкого функционального зонирования города Генеральным планом предлагается перенос некоторых промышленных и коммунально-складских организаций из селитебной территории исторической части города в основную промышленно-коммунальную зону, с размещением на освободившихся территориях объектов общегородского значения.

Северо-западная промзона станет более насыщенной за счёт перебазирования в неё на расчётный срок ООО «Родник» (1,2 га), ГУ ВО «Никольский лесхоз» (0,6га), ПО «Хлебозавод» (0,6га), ООО «Заготпром» (1,5га), а также ряда мелких деревообрабатывающих предприятий.

Проектом предусматривается на территориях, расположенных в санитарно-защитных зонах от предприятий, размещение общественно-деловой застройки и озеленение. Жилищный фонд, находящийся на этих территориях, должен быть вынесен. Предприятиям, расположенным в жилой застройке, необходимо разработать проекты СЗЗ, с целью их сокращения.

Проектные предложения по формированию общегородского центра, сохраняют и развивают исторически сложившуюся систему, представленную соборной площадью и общественной застройкой фомирующейся, в основном, в районе улицы Советской.

Учитывая функцию города Никольска как туристско-рекреационного центра, предлагается организация в долине реки Юг туристско-рекреационной зоны, с размещением общегородского и туристско-рекреационного значения.

Новые ансамбли, сформированные системой площадей, комплексы и объекты общегородского и рекреационно-туристского назначения дополняют и развивают систему общегородского центра, образуют единую планировочную и объёмно-пространственную композицию города, увязанную с зелёными насаждениями общего пользования.

На пересечении северного въезда в город и реки Юг организуется новый административно-культурный и торговый центр, представленный площадями и зданиями на берегах реки, который получает развитие по правому берегу исторической части города. Здесь располагается Туристско-гостиничный комплекс и Центр детского творчества. В левобережье центр получает развитие вдоль улицы Кузнецова.

Проектом предлагается организация в районе Перовского озера гидропарка, зоны отдыха, лыжной базы. В западной левобережной части предлагается формирование памятника природы местного значения «Никольские Увалы», с размещением Туристско-рекреационного культурно-этнографического комплекса. В районе улицы Заречной на берегу реки Юг размещается рекреационно-оздоровительный комплекс «Жемчужина».

В районе новой застройки в восточной части города предлагается формирование общественно-торгового центра и спртивной зоны, представленной стадионом, спортивным комплексом, бассейном. На берегу реки Абатуровка предлагается размещение дома-интерната для пожилых людей и приюта для детей.

На въезде из Шарьи размещается оптово-розничный рынок. На въезде из Тотьмы за пределами границы города размещается Комплекс общественно-деловой застройки. На правом берегу реки Юг – у обходной магистрали размещается кемпинг.

В районах новой жилой застройки организуются общественные подцентры, входящие в общую систему обслуживания.

Система зелёных насаждений общего пользования включает сложившиеся зеленые насаждения, а также формирующиеся вдоль реки Юг и его притоков и объединяет объекты общегородского центра и жилые районы в единую планировочную систему. При этом долина реки Юг рассматривается как туристско-рекреационная зона.

Проектом предлагается формирование магистральных улиц общегородского и районного значения, связывающих между собой центр города основные жилые районы с промышленной зоной. Магистральные улицы служат вводом в город внешних автомобильных дорог.

Главной улицей города в настоящее время является улица Советская и на перспективу её значение проектом закрепляется. Являясь одной из основных осей общей композицией плана улица Советская проектируется с озеленением, пешеходным бульваром, и концентрирует на себе размещение общественных зданий.

Развитие улично-дорожной сети города проводится в увязке с освоением территорий новой жилой и общественной застройки, промышленных предприятий и коммунально-складских организаций, туристско-рекреационных объектов и зон отдыха.

За пределами города предлагается строительство северной обходной автодороги, соединяющей автодороги на Тотьму и на Великий Устюг. Это обеспечивает вывод из города транзитного грузового и пассажирского движения.

Проектом предлагается организация системы пешеходных и велосипедных связей, идущих по набережным рек, улицам и паркам, соединяющих жилые районы с центром, зонами отдыха и местами приложения труда.