1.5. Государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее Минприроды) и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь, реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
Местные исполнительные и распорядительные органы – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты – несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий; разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их выполнение, обеспечивают их материально-техническое снабжение.
Выше перечисленные – это органы управления общей компетенции.
Иными специально уполномоченными государственными органами управления (органы специальной компетенции) в рамках своего направления деятельности являются:
• Минприроды;
• Министерство здравоохранения (далее Минздрав);
• Министерство по чрезвычайным ситуациям (далее МЧС);
• Министерство лесного хозяйства;
• Министерство внутренних дел;
• Управление делами Президента Республики Беларусь;
• Государственный таможенный комитет;
• Департамент по гидрометеорологии Минприроды;
• Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии.
Республиканским органом государственного управления и контроля является Минприроды. Главные его задачи определены Положением о министерстве:
• разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация работы в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;
• организация государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;
• осуществление международного сотрудничества и др.
Контроль является важнейшей правовой мерой обеспечения рационального использования природных ресурсов, выполняющий предупредительную, информационную и карательную функции.
Задачами контроля являются выявление, пресечение и предупреждение совершенных физическими и юридическими лицами нарушений норм экологической безопасности и охраны окружающей среды.
В области охраны окружающей среды осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется Минприроды, а также вышеуказанными специально уполномоченными органами, наделенными правами государственного контроля.
Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления либо организациями в целях проверки соблюдения подчиненными им юридическими лицами экологического законодательства, выполнения отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также исполнения предписаний Минприроды и других органов.
Производственный контроль должны осуществлять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, если их хозяйственная и иная деятельность оказывает воздействие на окружающую среду.
Общественный контроль производится общественными инспекторами охраны природы, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, а также гражданами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Возможность участия общественности в принятии экологически значимых решений закреплена на международно-правовом уровне Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 14.12.1998 г. Причем понятие «общественность» Орхусская конвенция определяет как «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо». Таким образом, граждане могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды как единолично, так и путем объединения группы лиц без специальной регистрации и обретения правосубъектности.
Аналитический (лабораторный) контроль является составной частью всех видов контроля. Он проводится для оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов.
Аналитический контроль, который проводится в рамках государственного контроля, является государственным аналитическим контролем. Как правило, он проводится Минприроды и его территориальными органами.
Ведомственный аналитический контроль осуществляется министерствами, ведомствами, объединениями за счет собственных средств.
Производственный аналитический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно также за счет собственных средств.
Общий государственный надзор за соблюдением законодательства осуществляется Прокуратурой Республики Беларусь. Споры, возникающие при рассмотрении дел по нарушению законодательства, разрешаются судами в установленном законодательством порядке.
- А. А. Челноков, л. Ф. Ющенко, и.Н. Жмыхов
- Предисловие
- Введение Предмет, задачи и методы современной экологии
- Глава 1. Правовые и организационные основы экологической безопасности
- 1.1. Основные направления и принципы государственной политики
- В области охраны окружающей среды
- 1.2. Национальная стратегия устойчивого развития страны
- Устойчивого развития (на 1990 г.)
- 1.3. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды
- 1.3.1.Основные положения законодательства
- 1.3.2. Технические нормативные правовые акты
- Охраны окружающей среды
- Окружающей среды
- 1.4. Права и обязанности природопользователей по охране окружающей среды
- 1.5. Государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды
- 1.6. Организация экологического мониторинга
- Приоритетности в системе мониторинга
- 1.7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
- 1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии
- 2.1. Система управления окружающей средой на производстве
- 2.2. Экологическая служба организации
- Пример макета должностной инструкции инженера-эколога приводится в Приложении 1.
- 2.3. Организация производственного контроля в области охраны окружающей среды
- 2.4. Экологическая сертификация
- 2.5. Экологическая паспортизация
- 2.6. Экологический аудит
- 2.7. Экологическое страхование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Теоретические основы общей экологии
- 3.1. Формирование научных основ современной экологии
- 3.2. Основные понятия
- 3.3. Среда обитания организмов
- 3.3.1. Факторы среды обитания
- 3.3.1.1. Абиотические факторы
- 3.3.1.2. Антропогенные факторы
- 3.3.1.3. Биотические факторы
- По сухому веществу
- 3.4. Биосфера
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Организация биосферы
- 3.4.3. Движение вещества и энергии в биосфере
- 3.4.3.1. Круговорот веществ в биосфере
- 3.4.3.2. Основные закономерности движения энергии в биосфере
- 3.4.3.3. Энергетика экосистем
- 3.5. Техносфера, ноосфера, техносферогенез
- 3.5.1. Техносфера и техносферогенез
- 3.5.2. Ноосфера и ноосферогенез
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду
- 4.1. Природопользование и его виды
- 4.2. Классификация природных ресурсов
- 4.3. Перспективы использования природных ресурсов
- 4.4. Виды загрязнения окружающей среды
- 4.5. Состояние загрязнения природной среды и его влияние на биосферу
- 4.5.1. Атмосфера
- 4.5.1.1. Характеристика, строение и состав атмосферы
- 4.5.1.2. Климат Республики Беларусь
- 4.5.1.3. Загрязнение атмосферы
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г., тыс. Т
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г.
- 4.5.1.4. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
- Определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Минска
- Параметров для основных групп источников
- 4.5.1.5.Трансформация загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.7. Цепные фотохимические реакции загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.5.2. Литосфера
- 4.5.2.1. Земельные ресурсы
- 4.5.2.2. Деградация почв
- 4.5.2.3. Характеристика минеральных ресурсов
- 4.5.3. Гидросфера
- 4.5.3.1. Характеристика водных ресурсов
- 4.5.3.2. Водопотребление и водоотведение
- 4.6. Глобальные и региональные последствия загрязнения окружающей среды
- 4.6.1. Экологические кризисы и катастрофы
- 4.6.2. Глобальное и региональное изменение климата
- 4.6.3. Истощение озонового слоя
- 4.6.4. Демографический кризис
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Техногенное воздействие объектов экономики на окружающую среду
- 5.1. Основные источники выбросов загрязняющих веществ и воздействий на биосферу
- 5.1.1. Источники загрязнения окружающей среды
- 5.1.2. Характеристика и показатели опасности вредных веществ
- 5.2. Основные принципы оценки экологичности производства
- 5.3 Экологическая характеристика пищевой и перерабатывающей промышленности
- Сточных вод в пищевой и перерабатывающей промышленности
- Загрязняющих веществ некоторыми производствами
- 5.4 Экологическая характеристика автотранспорта
- При работе на разных видах топлива (г/км, данные нами)
- 5.5. Экологические проблемы энергетики
- Различных видов топлива на тэс
- Электростанций
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Организационные основы защиты окружающей среды
- 6.1. Основные принципы экологической безопасности
- 6.2. Комплексное использование природных ресурсов
- 6.2.1. Общие сведения
- 6.2.2. Использование вторичных ресурсов пищевых и перерабатывающих производств
- 6.2.3. Переработка резиносодержащих отходов
- 6.2.4. Утилизация углеводородсодержащих отходов
- Отработанных технических масел
- В атмосферный воздух для процесса сжигания углеводородсодержащих отходов
- 6.2.5. Возможные методы переработки фосфогипса
- Различных способов утилизации фосфогипса
- 6.2.6. Обращение с отходами производства хлорида калия
- 6.2.7. Утилизация полимерных отходов
- 6.8 Технологическая схема получения вторичного гранулята из отходов пэт:
- 6.3. Энергосбережение и рациональное использование теплоэнергетических ресурсов в промышленности
- Технологии производства в некоторых отраслях промышленности
- Более эффективных источников света
- 6.4. Нормирование качества окружающей среды
- 6.4.1. Общие сведения
- 6.4.2. Атмосферный воздух
- 6.4.3. Шум и вибрация
- Помещениях и на территории жилой застройки
- 6.4.4. Электромагнитное воздействие
- Территории жилой застройки и мест массового отдыха; помещений жилых, общественных и производственных зданий
- Электрического и магнитного полей с частотой тока 50 Гц
- 6.4.5. Нормирование качества воды водоемов
- Некоторых вредных веществ в водоемах
- Некоторых вредных веществ в количестве пдк
- 6.4.6. Почвы
- В различных типах почв
- Некоторых тяжелых металлов в почвах Беларуси
- 6.5. Нормирование поступления загрязняющих веществ в окружающую среду
- 6.5.1.Категорирование объектов воздействия на атмосферу
- 6.5.2. Нормативы допустимых выбросов
- 6.5.3. Инвентаризация выбросов в атмосферу
- 6.5.4. Нормативы сбросов в водоемы
- 6.5.5. Нормативы образования отходов
- Опасных отходов производства по значениям опасного свойства
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7. Технология и техника защиты окружающей среды
- 7.1. Защита атмосферного воздуха
- 7.1.1. Общие сведения
- 7.1.2. Очистка, обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов
- 7.1.2.1. Общие положения
- 7.1.2.2. Пылеулавливание
- В зависимости от ее дисперсности
- 7.1.2.3. Обработка выбросов от газообразных и парообразных примесей
- При которых обеспечивается рентабельность адсорбционной установки
- 7.1.2.4. Новые разработки в технике защиты атмосферы
- 7.2. Защита водных объектов
- 7.2.1. Общие сведения
- 7.2.2. Зонирование территории водных объектов
- Водных объектов для населенных пунктов
- 7.2.3. Обработка сточных вод и шламов
- 7.2.3.1.Методы очистки сточных вод
- 7.2.3.2. Биологическая очистка сточных вод
- 7.2.3.3. Локальные и модульные системы очистки сточных вод
- Технология очистки воды, реализуемая в установке «элон-аква», состоит из следующих стадий:
- 7.3. Защита литосферы и обращение с отходами
- 7.3.1. Охрана земель
- 7.3.2. Обращение с отходами производства и потребления
- 7.3.2.1. Общие сведения
- 7.3.2.2. Обращение с отходами потребления
- Твердых коммунальных отходов
- Для процессов обезвреживания тко с применением метода сжигания
- С использованием биологических методов
- 7.3.3. Охрана недр
- 7.3.4. Рекультивация использованных земель
- 7.4. Охрана растительного и животного мира
- 7.5. Защита окружающей среды от физических воздействий
- 7.5.1. Средства и методы защиты от воздействия шума и вибрации
- 7.5.1.1. Общие сведения об акустике и расчет шума
- 7.5.1.2. Основные методы и средства защиты от шума
- 7. 5.1.3 Шумовиброзащитные конструкции
- 7.5.1.4. Современные средства шумозащиты
- И стоимости акустических экранов
- 7.5.2. Средства и методы защиты от воздействия электромагнитных полей
- 7.5.2.1. Общие сведения
- 7.5.2.2. Расчет и защита от электромагнитных полей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Требования экологической безопасности при проектировании хозяйственных объектов
- 8.1. Экологические требования к размещению хозяйственных объектов
- 8.2. Экологические требования при проектировании объектов хозяйственной деятельности
- 1 Архитектурные решения
- 2 Использование возобновляемых источников энергии
- 3 Освещение
- 4 Водоснабжение, теплоснабжение и канализация
- 5 Шумозащитные мероприятия
- 8.3. Генеральный план промышленного предприятия
- 8.4. Состав и содержание раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации
- 8.5. Экологический паспорт проекта
- 4. Удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков
- 8.6. Оценка воздействия на окружающую среду и управление риском
- Планируемой деятельности на окружающую среду
- 8.7. Экологическая экспертиза проектов
- 8.8. Проект санитарно-защитной зоны предприятия
- Глава 9. Экономика управления природопользованием
- 9.1. Экономический механизм природопользования
- 9.2. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
- Окружающей среде выбросом, связанным с нарушением требований в области
- Требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства
- Контрольные вопросы и задания
- 1 Должностная инструкция
- 2 Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные по энергии, и максимальные уровни
- 3 Ориентировочная шкала оценки опасности загрязнения почв
- 4 Классификация шумовиброзащитных конструкций
- 5 Классификация экранирующих сооружений
- 6 Экологический паспорт проекта