logo
учебник основы экологии

1.7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования

В соответствии со ст. 98 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» правонарушениями в области охраны окружающей среды являются:

- нарушение НПА в области охраны окружающей среды и природопользования;

- нарушение требований экологической безопасности;

- нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе;

- нарушение правил безопасности при обращении с опасными химическими или иными веществами и отходами;

- нарушение правил охоты;

- разжигание костров в запрещенных местах и еще многие другие деяния, подробно рассмотренные в специальных законодательных актах (см. п.1.3).

Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Привлечение лиц к ответственности не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, и выполнения мероприятий по ее охране.

Применение дисциплинарной ответственности регламентировано Трудовым кодексом Республики Беларусь (ст. 197-204). Сущность дисциплинарной ответственности выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение служебных обязанностей, связанных с охраной окружающей среды и природопользования, которые определены в должностных инструкциях.

К нарушителям могут быть примерены следующие виды взысканий – замечание, выговор, увольнение. Законодательством и уставами предприятий могут быть установлены иные виды дисциплинарных взысканий, например, перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности. Независимо от применения мер дисциплинарного взыскания нарушители могут лишаться премий, им могут быть изменены сроки предоставления трудовых отпусков и пр. Виды и порядок применения таких мер определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными актами.

Кроме того, ст. 400- 409 Трудового кодекса предусмотрено, что нарушители законодательства в области охраны окружающей среды могут быть привлечены к материальной ответственности. Этот вид ответственности отличается от имущественной ответственности, предусмотренной гражданским законодательством. В данном случае материальная ответственность выражается в обязанности работника возместить в установленном порядке и установленных размерах вред, причиненный по его вине организации в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей. Например, материальную ответственность несут работники, по вине которых организация понесла расходы по возмещению вреда, причиненного правонарушением в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом мер административного взыскания за совершение административных проступков. Кодекс об административных правонарушениях в Республики Беларусь (КОАП) определяет составы административных проступков Республики Беларусь, при совершении которых наступает административная ответственность, компетенцию органов, привлекающих нарушителей к этому виду ответственности, виды административных взысканий, особенности привлечения субъектов к административной ответственности и т.п.

К административной ответственности могут быть привлечены граждане – физические и должностные лица.

В настоящее время применяются следующие виды административных взысканий – предупреждение, штраф, конфискация предмета–орудия совершения правонарушения, лишения специальных прав, например, права на охоту.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме должностным лицом в виде постановления по окончании рассмотрения дела.

Размер штрафа устанавливается должностным лицом, рассматривающим правонарушение. В некоторых случаях нарушители могут освобождаться от штрафных санкций ввиду малозначительности правонарушения.

В случае неуплаты штрафа нарушителем в установленный срок постановление о наложении штрафа направляется в организацию для его принудительного удержания из заработной платы, стипендии, пенсии нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении его в собственность государства.

Лишение прав охоты применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

Уголовная ответственность наступает за представляющие общественную опасность правонарушения против экологической безопасности и природной среды. Такими преступлениями признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам.

В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст.131, 263-283) уголовная ответственность предусмотрена за следующие преступления:

- экоцид – умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира, либо отравление атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую катастрофу;

- умышленное уничтожение или повреждение особо охраняемых природных объектов;

- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов;

- нарушение требований экологической безопасности;

- прием в эксплуатацию экологически опасных объектов;

- непринятие мер по ликвидации последствий нарушения экологического законодательства;

- сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды;

- порча земель, уничтожение либо повреждение торфяников;

- нарушение правил охраны недр;

- загрязнение или засорение вод, нарушение правил водопользования;

- загрязнение атмосферы;

- загрязнение леса, уничтожение или повреждение леса по неосторожности, незаконная порубка деревьев и кустарников;

- нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами;

- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами;

- нарушение правил борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений;

- незаконная добыча рыбы или водных животных;

- незаконная охота, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных.

Крупным размером ущерба, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды, признается размер ущерба на сумму в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. К особо крупным размерам относится ущерб в тысячу и более раз превышающий размер базовой величины. Следует отметить, что в ст. 275-277, 281 и 282 Уголовного кодекса Республики Беларусь при конкретных правонарушениях к разряду крупных и особо крупных относятся размеры ущербов существенно меньше вышеуказанных.

При нарушении требований экологического законодательства работа отдельных производств, цехов и иных объектов может быть ограничена или приостановлена по решению Минприроды или его территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов и иных уполномоченных органов государственного управления либо по решению суда в порядке, установленным законодательствам Республики Беларусь.

Приостановка производственной деятельности не допускается для непрерывных технологических процессов, когда она может привести к аварийным ситуациям. В этом случае органы Минприроды передают материалы в прокуратуру для привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.