5.4 Экологическая характеристика автотранспорта
Как уже указывалось, большая часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Беларуси поступает от автотранспорта, который является мобильным источником загрязнения и имеется на любом промышленном предприятии.
Вклад этого источника в уровень загрязнения окружающей среды с каждым годом возрастает и составляет более 1 млн т в год, т. е. более 71% от всего валового выброса загрязняющих веществ в воздушный бассейн республики. На долю автотранспорта приходится около 87% угарного газа, 68% углеводородов и более 59% оксидов азота. С мобильными источниками связаны также выбросы высокотоксичного бензопирена – около 0,75 т в год. В настоящее время выбросы свинца от автотранспорта практически отсутствуют, поскольку этилированный бензин в Беларуси не производится и не импортируется.
Распределение механических транспортных средств по экологическим классам осуществляется в соответствии с СТБ 1848-2009 «Транспорт дорожный. Экологические классы». В ЕС экологические классы механических транспортных средств известны под названием «стандарт Евро».
Экологический класс должен устанавливать производитель механического транспортного средства и указывать его в техническом паспорте. Если в технических паспортах нет информации об экологическом классе механического транспортного средства, Минприроды предложена следующая справочная информация (табл. 5.5).
Таблица 5.5. Экологические классы транспортных средств
-
Страна-производитель
транспортного средства
Экологические классы
1
2
3
4
Год выпуска, включительно
Страны ЕС, бензиновые двигатели
до 1996
1997-2000
2001-2004
с 2005
Страны ЕС, дизельные двигатели
до 1996
1997-2001
2002-2004
с 2005
США
до 1995
1996-2000
2001-2003
с 2004
Япония
до 1997
1998-2004
2005-2010
с 2011
Китай
до 2003
2004-2007
с 2008
-
Корея
до 2000
2001-2002
2003-2005
с 2006
Украина, категория М
до 2005
с 2006
-
-
Украина, категория N
до 2006
с 2007
-
-
Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными веществами отработавших газов, сажей, парами топлива, но и продуктами износа деталей, фрикционных материалов (накладки тормозов, дисков сцепления – источники асбестосодержащих пылей), дорожного покрытия и шин при их взаимном трении (покрытие зимой изнашивается на толщину до 6 мм, летом – до 2 мм, а износ шин на 1 км дороги при интенсивности движения 5 000 автомобилей в час составляет 250 кг/год). Выброс резиновой пыли при эксплуатации легковых автомобилей составляет 1,35; грузовых – 17,1; автобусов – 53,2 кг в год на одну транспортную единицу, а асбестосодержащей пыли (до 30% асбеста) от износа тормозных накладок – 0,8-1,5 кг в год на автомобиль.
Загрязнение водных ресурсов связано с мойкой транспортных средств, входящей в регламент ежедневного технического обслуживания, а также агрегатов и деталей при осуществлении ремонта (табл. 5.6).
Таблица 5.6. Количество загрязнений, образующихся при мойке транспортных средств
-
Подвижной состав
Косметическая мойка
Углубленная мойка
Масса загрязнений, кг на одну мойку
Количество моек в году
Масса загрязнений,
кг на одну мойку
Количество моек в году
Легковые автомобили
0,7
40
1,5
15
Грузовые автомобили
1,1
25
2,3
10
Автобусы
1,4
85
3,1
10
Расход воды на мойку легкового, грузового автомобилей и автобуса составляет при ручной мойке 500, 700 и 800 л/сутки соответственно, а при механической мойке нормы повышаются до 1000 и 1500 л/сутки (для грузовых автомобилей и автобусов). Сточные воды после мойки содержат нефте-продукты и взвешенные вещества (до 5 г/л), поверхностно-активные вещества (до 0,1 г/л), щелочные электролиты (до 20 г/л).
По данным МАДИ-ТУ, транспортные предприятия вывозят на свалки и полигоны более 0,25 т твердых отходов, сбрасывают 0,1 т сточных вод в водоемы в среднем на единицу подвижного состава.
Кроме этого, на территории автотранспортных предприятий складируются такие отходы, как утильные покрышки и аккумуляторы. Масса утильных шин составляет для легковых – 9,85; грузовых – 124,9, автобусов – 390,4 кг на одно транспортное средство в год. По республиканским нормативам образования отходов, утвержденным постановлением Минприроды Республики Беларусь 22.11.2007 г. № 89, износ шин и автомобильных камер составляет для легковых, грузовых автомобилей и автобусов соответственно 3,7; 19,1 и 17,3 кг на 10 тыс. км пробега.
Показатели образования отработанных моторных масел автотранспортом на 100 л израсходованного топлива составляют: для легковых автомобилей – 0,56 л, грузовых – 0,71-0,77, автобусов – 0,73-0,85 л соответственно. Отходы трансмиссионных масел находятся в пределах 0,02-0,06 л на 100 л израсходованного топлива.
Автотранспорт является также источником шумового и вибрационного загрязнения окружающей среды. Уровень шума грузового автомобиля составляет 85-96, легкового – 82-88, автобуса – 80-95 и мотоцикла – 86-108 дБА.
Отработавшие газы автомобилей опасны тем, что они в больших количествах выбрасываются повсеместно – на улицах, дорогах, в жилой зоне, причем непосредственно в зону дыхания людей, где их рассеяние затруднено. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу зависит от численности и структуры автомобильного парка, технического состояния автомобилей и, прежде всего, их двигателей. Только из-за отсутствия необходимой регулировки карбюраторного двигателя выброс угарного газа может возрастать в 4-5 раз.
Количество и состав отработавших газов автомашин зависят от режима работы двигателей в городских условиях. Низкая скорость движения и частые ее изменения, многократные торможения и разгоны способствуют повышенному выделению загрязняющих веществ.
Для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании европейского опыта в Беларуси разработаны и утверждены Правила с соответствующим программным обеспечением ТКП 17.08-03-2006 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах».
Для снижения уровня воздействия автотранспорта на окружающую среду известно множество мероприятий. К ним относятся: нормирование экологических параметров транспортных средств (токсичности отработавших газов, предельных уровней шума и вибрации, электромагнитного излучения, микроклимата в кабинах автотранспортных средств и др.); совершенствование двигателей внутреннего сгорания; повышение качества автомобильных топлив; использование эффективных нейтрализаторов загрязняющих веществ в выхлопных газах автомашин; перевод автотранспорта на более чистые виды топлива (сжиженный газ, водород, спирты и др.); использование для движения транспорта электрической, солнечной, ветровой энергии; рациональная организация автомобильного движения в городах с использованием автоматизированной системы управления городским транспортом; использование методов защитного и эколого-ландшафтного озеленения и благоустройства придорожных полос и многое другое.
Наиболее эффективным приемом стимулирования работ по снижению выбросов загрязняющих веществ автотранспортом является нормирование токсичности отработавших газов. Комплекс действующих стандартов в этой области определяет два вида испытаний – эксплуатационные и сертификационные. Для оценки экологических показателей автотранспортных средств полной массой до 3,5 т применяются 5 типов испытаний на специальных стендах, в результате которых проверяется соответствие нормам:
• уровня содержания в выхлопных газах СО, СxНy, NOx, твердых частиц после запуска холодного двигателя при имитации движения автомобиля;
• концентрации СО в режиме холостого хода;
• выбросов картерных газов;
• выбросов в результате испарения топлива из системы питания;
• долговечности устройств, предназначенных для предотвращения загрязнения воздуха.
Нормы выбросов для легковых и грузовых автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями существенно различаются (табл. 5.7 и 5.8).
Таблица 5.7. Нормы выбросов для легковых автомобилей массой до 1250 кг
-
Ступень
Год
введения
Выброс загрязнений, г/км
Твердые частицы
NOx
CxHy
CO
EURO1*
1993
- / 0,140
0,97/0,97**
-
2,72/2,72
EURO2
1996
- / 0,080
0,5/0,67**
-
2,20/1,00
EURO 3
2000
- /0,050
0,14/0,50
0,17/0,06
1,50/0,60
EURO 4
2005
- /0,025
0,07/0,25
0,08/0,05
0,70/0,47
Примечания. 1. Числитель/знаменатель – бензиновые/дизельные.
2. *Россия с 1999 г. **CxHy+NOx.
Таблица 5.8. Нормы выбросов дизельных грузовых автомобилей и автобусов
-
Ступень
Год
введения
Выброс загрязнений, г/кВт•ч
Твердые частицы
NOx
CxHy
CO
EURO1**
1993
0,36
8,0
1,1
4,5
EURO2
1996
0,15
7,0
1,1
4,0
EURO3
2000
0,10
5,0
0,66*
2,1
EURO 4
2005
0,02
3,5
0,46*
1,5
EURO 5
2008
0,02
2,0
0,25*
1,5
Примечания. 1.*Неметановые углеводороды. 2. **Россия с 1999 г.
Также нормируются уровни внешнего и внутреннего шума, которые для всех видов транспорта в настоящее время не должны превышать 80 дБА.
Нормируется и микроклимат в кабине и салоне автотранспортного средства. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы водителя и пассажиров более, чем на 8°С относительно температуры окружающей среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 273 К. Относительная влажность в кабине (пассажирском салоне) должна быть в пределах 30-60%. Содержание загрязняющих веществ в воздухе салона автотранспортного средства не должна превышать значений ПДК.
Существенного снижения выбросов загрязняющих веществ автотранспортом можно достичь использованием альтернативных видов топлива (табл. 5.9).
Таблица 5.9. Выбросы загрязняющих веществ автомобилем ГАЗ-2410
- А. А. Челноков, л. Ф. Ющенко, и.Н. Жмыхов
- Предисловие
- Введение Предмет, задачи и методы современной экологии
- Глава 1. Правовые и организационные основы экологической безопасности
- 1.1. Основные направления и принципы государственной политики
- В области охраны окружающей среды
- 1.2. Национальная стратегия устойчивого развития страны
- Устойчивого развития (на 1990 г.)
- 1.3. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды
- 1.3.1.Основные положения законодательства
- 1.3.2. Технические нормативные правовые акты
- Охраны окружающей среды
- Окружающей среды
- 1.4. Права и обязанности природопользователей по охране окружающей среды
- 1.5. Государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды
- 1.6. Организация экологического мониторинга
- Приоритетности в системе мониторинга
- 1.7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
- 1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии
- 2.1. Система управления окружающей средой на производстве
- 2.2. Экологическая служба организации
- Пример макета должностной инструкции инженера-эколога приводится в Приложении 1.
- 2.3. Организация производственного контроля в области охраны окружающей среды
- 2.4. Экологическая сертификация
- 2.5. Экологическая паспортизация
- 2.6. Экологический аудит
- 2.7. Экологическое страхование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Теоретические основы общей экологии
- 3.1. Формирование научных основ современной экологии
- 3.2. Основные понятия
- 3.3. Среда обитания организмов
- 3.3.1. Факторы среды обитания
- 3.3.1.1. Абиотические факторы
- 3.3.1.2. Антропогенные факторы
- 3.3.1.3. Биотические факторы
- По сухому веществу
- 3.4. Биосфера
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Организация биосферы
- 3.4.3. Движение вещества и энергии в биосфере
- 3.4.3.1. Круговорот веществ в биосфере
- 3.4.3.2. Основные закономерности движения энергии в биосфере
- 3.4.3.3. Энергетика экосистем
- 3.5. Техносфера, ноосфера, техносферогенез
- 3.5.1. Техносфера и техносферогенез
- 3.5.2. Ноосфера и ноосферогенез
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду
- 4.1. Природопользование и его виды
- 4.2. Классификация природных ресурсов
- 4.3. Перспективы использования природных ресурсов
- 4.4. Виды загрязнения окружающей среды
- 4.5. Состояние загрязнения природной среды и его влияние на биосферу
- 4.5.1. Атмосфера
- 4.5.1.1. Характеристика, строение и состав атмосферы
- 4.5.1.2. Климат Республики Беларусь
- 4.5.1.3. Загрязнение атмосферы
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г., тыс. Т
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г.
- 4.5.1.4. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
- Определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Минска
- Параметров для основных групп источников
- 4.5.1.5.Трансформация загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.7. Цепные фотохимические реакции загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.5.2. Литосфера
- 4.5.2.1. Земельные ресурсы
- 4.5.2.2. Деградация почв
- 4.5.2.3. Характеристика минеральных ресурсов
- 4.5.3. Гидросфера
- 4.5.3.1. Характеристика водных ресурсов
- 4.5.3.2. Водопотребление и водоотведение
- 4.6. Глобальные и региональные последствия загрязнения окружающей среды
- 4.6.1. Экологические кризисы и катастрофы
- 4.6.2. Глобальное и региональное изменение климата
- 4.6.3. Истощение озонового слоя
- 4.6.4. Демографический кризис
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Техногенное воздействие объектов экономики на окружающую среду
- 5.1. Основные источники выбросов загрязняющих веществ и воздействий на биосферу
- 5.1.1. Источники загрязнения окружающей среды
- 5.1.2. Характеристика и показатели опасности вредных веществ
- 5.2. Основные принципы оценки экологичности производства
- 5.3 Экологическая характеристика пищевой и перерабатывающей промышленности
- Сточных вод в пищевой и перерабатывающей промышленности
- Загрязняющих веществ некоторыми производствами
- 5.4 Экологическая характеристика автотранспорта
- При работе на разных видах топлива (г/км, данные нами)
- 5.5. Экологические проблемы энергетики
- Различных видов топлива на тэс
- Электростанций
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Организационные основы защиты окружающей среды
- 6.1. Основные принципы экологической безопасности
- 6.2. Комплексное использование природных ресурсов
- 6.2.1. Общие сведения
- 6.2.2. Использование вторичных ресурсов пищевых и перерабатывающих производств
- 6.2.3. Переработка резиносодержащих отходов
- 6.2.4. Утилизация углеводородсодержащих отходов
- Отработанных технических масел
- В атмосферный воздух для процесса сжигания углеводородсодержащих отходов
- 6.2.5. Возможные методы переработки фосфогипса
- Различных способов утилизации фосфогипса
- 6.2.6. Обращение с отходами производства хлорида калия
- 6.2.7. Утилизация полимерных отходов
- 6.8 Технологическая схема получения вторичного гранулята из отходов пэт:
- 6.3. Энергосбережение и рациональное использование теплоэнергетических ресурсов в промышленности
- Технологии производства в некоторых отраслях промышленности
- Более эффективных источников света
- 6.4. Нормирование качества окружающей среды
- 6.4.1. Общие сведения
- 6.4.2. Атмосферный воздух
- 6.4.3. Шум и вибрация
- Помещениях и на территории жилой застройки
- 6.4.4. Электромагнитное воздействие
- Территории жилой застройки и мест массового отдыха; помещений жилых, общественных и производственных зданий
- Электрического и магнитного полей с частотой тока 50 Гц
- 6.4.5. Нормирование качества воды водоемов
- Некоторых вредных веществ в водоемах
- Некоторых вредных веществ в количестве пдк
- 6.4.6. Почвы
- В различных типах почв
- Некоторых тяжелых металлов в почвах Беларуси
- 6.5. Нормирование поступления загрязняющих веществ в окружающую среду
- 6.5.1.Категорирование объектов воздействия на атмосферу
- 6.5.2. Нормативы допустимых выбросов
- 6.5.3. Инвентаризация выбросов в атмосферу
- 6.5.4. Нормативы сбросов в водоемы
- 6.5.5. Нормативы образования отходов
- Опасных отходов производства по значениям опасного свойства
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7. Технология и техника защиты окружающей среды
- 7.1. Защита атмосферного воздуха
- 7.1.1. Общие сведения
- 7.1.2. Очистка, обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов
- 7.1.2.1. Общие положения
- 7.1.2.2. Пылеулавливание
- В зависимости от ее дисперсности
- 7.1.2.3. Обработка выбросов от газообразных и парообразных примесей
- При которых обеспечивается рентабельность адсорбционной установки
- 7.1.2.4. Новые разработки в технике защиты атмосферы
- 7.2. Защита водных объектов
- 7.2.1. Общие сведения
- 7.2.2. Зонирование территории водных объектов
- Водных объектов для населенных пунктов
- 7.2.3. Обработка сточных вод и шламов
- 7.2.3.1.Методы очистки сточных вод
- 7.2.3.2. Биологическая очистка сточных вод
- 7.2.3.3. Локальные и модульные системы очистки сточных вод
- Технология очистки воды, реализуемая в установке «элон-аква», состоит из следующих стадий:
- 7.3. Защита литосферы и обращение с отходами
- 7.3.1. Охрана земель
- 7.3.2. Обращение с отходами производства и потребления
- 7.3.2.1. Общие сведения
- 7.3.2.2. Обращение с отходами потребления
- Твердых коммунальных отходов
- Для процессов обезвреживания тко с применением метода сжигания
- С использованием биологических методов
- 7.3.3. Охрана недр
- 7.3.4. Рекультивация использованных земель
- 7.4. Охрана растительного и животного мира
- 7.5. Защита окружающей среды от физических воздействий
- 7.5.1. Средства и методы защиты от воздействия шума и вибрации
- 7.5.1.1. Общие сведения об акустике и расчет шума
- 7.5.1.2. Основные методы и средства защиты от шума
- 7. 5.1.3 Шумовиброзащитные конструкции
- 7.5.1.4. Современные средства шумозащиты
- И стоимости акустических экранов
- 7.5.2. Средства и методы защиты от воздействия электромагнитных полей
- 7.5.2.1. Общие сведения
- 7.5.2.2. Расчет и защита от электромагнитных полей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Требования экологической безопасности при проектировании хозяйственных объектов
- 8.1. Экологические требования к размещению хозяйственных объектов
- 8.2. Экологические требования при проектировании объектов хозяйственной деятельности
- 1 Архитектурные решения
- 2 Использование возобновляемых источников энергии
- 3 Освещение
- 4 Водоснабжение, теплоснабжение и канализация
- 5 Шумозащитные мероприятия
- 8.3. Генеральный план промышленного предприятия
- 8.4. Состав и содержание раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации
- 8.5. Экологический паспорт проекта
- 4. Удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков
- 8.6. Оценка воздействия на окружающую среду и управление риском
- Планируемой деятельности на окружающую среду
- 8.7. Экологическая экспертиза проектов
- 8.8. Проект санитарно-защитной зоны предприятия
- Глава 9. Экономика управления природопользованием
- 9.1. Экономический механизм природопользования
- 9.2. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
- Окружающей среде выбросом, связанным с нарушением требований в области
- Требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства
- Контрольные вопросы и задания
- 1 Должностная инструкция
- 2 Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные по энергии, и максимальные уровни
- 3 Ориентировочная шкала оценки опасности загрязнения почв
- 4 Классификация шумовиброзащитных конструкций
- 5 Классификация экранирующих сооружений
- 6 Экологический паспорт проекта