Введение Предмет, задачи и методы современной экологии
В начале третьего тысячелетия нашей эры человечество переживает сложнейший этап своей биографии. Никогда прежде наш земной дом не подвергался таким политическим, физическим и духовным перегрузкам, потому что никогда прежде человек не собирал такую тяжкую дань с природы и не оказывался таким уязвимым перед той технической мощью, которую сам же и создал. Нависла угроза существования разумной жизни на нашей планете, сохранить ее – главная задача всего общества на ближайшее время. Для решения этой проблемы человечество должно объединить все свои интеллектуальные и экономические усилия, забыть религиозные, национальные, политические распри или навсегда уйти в небытие. Поэтому в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь большое место отведено рассмотрению внутренних и внешних экологических угроз государству.
В связи с этим в качестве инструмента для решения проблемы выживания и сохранения оптимальной природной среды появилась наука – экология, призванная выявлять закономерности взаимосвязи природы и общества, природы и человека, оценивать состояние природной среды, прогнозировать ее изменения, вырабатывать конкретные механизмы регулирования и оптимизации взаимодействия между человеческой цивилизацией и природой, а самое главное, на современном этапе эта наука призвана определять стратегию дальнейшего движения нашей цивилизации.
Подобно тому, как четкая постановка проблемы уже содержит определенное ее решение, так и точное название новой области науки уже крайне существенно для ее становления и развития, поскольку определяет объект, предмет, методы и направления исследований.
Достижения научно-технического прогресса, с одной стороны, способствуют удовлетворению все возрастающих потребностей общества в целом и каждого индивида в отдельности, с другой стороны, заведомо отрицательно воздействуют на процессы, протекающие в биосфере, ведут к нарушению ее стабильности. Все технологические процессы и операции до недавнего времени разрабатывались безо всякой оглядки на их воздействие на окружающую среду. Поэтому потребовалось всего лишь несколько десятков лет промышленной революции, чтобы разрушить или дестабилизировать биосферные механизмы, привести к нарушению исторически сложившихся закономерностей в живой природе. Именно выяснение границ гомеостатического равновесия, за пределами которых жизнь в нашем понимании невозможна, анализ воздействия научно-технической революции на устойчивость биосферы и разработка стратегии е восстановления являются одной из основных задач современной экологии.
Возникновение экологии как науки было неизбежным, т.к. к середине Х1Х в. накопился колоссальный фактический и теоретический материал, полученный за время великих географических открытий и передела мира. Кроме того, бурное развитие промышленности уже показало те изменения во флоре и фауне, к которым приводит хозяйственная деятельность. Необходима была совершенно новая наука, которая сумела бы соединить все известные естественноисторические, естественные и философские знания в единую систему, объясняющую устройство нашего мира и те изменения, которые в нем происходят.
Название новой науки «экология» (греч. ekos – дом, жилище и logos –учение, мысль), предложенное Геккелем, оказалось очень удачным, получило всеобщее признание и быстро распространилось в научном мире. В первые же годы своего существования как самостоятельной науки, экология подтвердила свою высокую эффективность в области теории и практики.
За последнее столетие неизмеримо выросли не только масштабы человеческой деятельности, но и масштабы экологических исследований, их теоретический и методический уровень. Стало характерным внедрение в экологию энергетической оценки анализируемых процессов; системного анализа; математического моделирования; использование точнейшей аппаратуры не только в лабораторных условиях, но и непосредственно в полевых наблюдениях; непрерывного мониторинга состояния окружающей среды с одновременной математической обработкой полученных данных и т.д.
Объектом экологических исследований служат отдельные виды, видовые популяции и сообщества. В соответствии с этим в настоящее время в экологии выделилось три основных направления:
- экология видов (аутэкология);
- экология популяций (демэкология);
- экология биоценозов (синэкология, или биоценология), анализирующая отношение между особями, относящимися к разным видам данной группировки организмов (сообщества), а также между этими организмами и окружающей средой.
Таким образом, предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы) и их динамика во времени и в пространстве.
В рамках общей экологии со временем выделились и самостоятельно существуют такие направления, как почвенная и сельскохозяйственная экология, экология растений, экология животных, экология человека и др.
Современная экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Ныне экология возводится в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления разных отраслей знаний.
В настоящее время экология трактуется как отрасль естественных наук, исследующая исторически сложившиеся взаимодействия организмов с окружающей их физико-химической, биотической и антропогенной средой на уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов и биосферы в целом для раскрытия закономерностей указанных процессов и решения актуальных задач хозяйственной деятельности, здравоохранения, охраны природы.
Поэтому представляется в корне неправильным использование общепринятых выражений типа «хорошая (плохая) экология» или «здоровая экология», встречающихся, к сожалению, не только в массовой, но и научной литературе. Экология не может быть плохой или хорошей, т.к. это всего лишь название науки, которая бесстрастно исследует явления, причины и следствия.
Для достижения упомянутых целей в экологии используются разнообразные методы исследований и анализа полученных данных, находящиеся в тесной взаимосвязи. Так как в экологии приходится изучать как сам организм, так и окружающую его среду, то совершенно естественно, что экологические исследования носят комплексный характер и осуществляются путем сочетания всех известных науке методов (физико-химических, химических, биологических, биохимических, системного анализа, математического моделирования и др.).
В полевых и лабораторных экологических исследованиях все большее значение приобретает использование современной техники – дистанционной и аэрокосмической телерадиометрии, радиотренинга, ночных наблюдений в инфракрасных лучах и т.д. В поле зрения эколога обязательно находятся вместе организм и среда его обитания. Поэтому экологические исследования неизбежно сопряжены с применением разнообразных методов и технических приемов, зачастую весьма сложных, учитывающих биологические особенности организмов, их поведения и условий обитания.
Знания, накопленные в рамках экологии, позволяют сделать вывод о том, что возврат к дотехногенной биосфере невозможен, и человечество, если оно надеется сохраниться на планете и жить в достаточно комфортных условиях, неизбежно должно идти вперед от изуродованной его руками техносферы к преобразованной его мыслью и осознанными желаниями ноосфере. В этой связи неимоверно возрастает роль экологии как науки, способной разработать стратегию и тактику этого перехода.
Главной задачей современной экологии является теоретическое обоснование путей и методов управления естественными и искусственными экосистемами с целью достижения максимальной их продуктивности и охраны окружающей среды от негативных изменений, возникающих вследствие антропогенной деятельности.
Изучение дисциплины «Основы экологии» является обязательным элементом фундаментальной подготовки специалистов и основой того, что выпускники вузов смогут в ходе своей профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия и природноресурсного потенциала государства.
Целью дисциплины является формирование у студентов специальных знаний, связанных с закономерностями развития биосферы, техносферы и ноосферы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Республики Беларусь в интересах настоящего и будущих поколений.
Основной задачей дисциплины «Основы экологии» является формирование экологического мировоззрения будущих специалистов, которое позволит им профессионально анализировать и оценивать собственную производственную деятельность в отношении к окружающей природной среде и принимать экологически обоснованные решения.
Конкретные задачи дисциплины – дать специалистам теоретические зна-ния и практические навыки, необходимые для реализации следующих направлений деятельности:
- формирование системных знаний по проблемам охраны окружающей среды в процессе промышленного производства, умений прогнозировать результаты воздействия производства на природную среду;
- формирование экологического сознания, воспитание экологической культуры, чувства ответственности, а также рационального и бережного отношения к использованию природных ресурсов;
- развитие потребности лично участвовать в природоохранной деятельности, в том числе и в пропаганде знаний в области охраны окружающей среды;
- ознакомление с новыми, перспективными, экологически чистыми ресурсо- и энергосберегающими методами природопользования.
В результате освоения дисциплины студенты должны
знать:
- закономерности развития жизни на Земле, принципы устройства и функционирования биосферы;
- основные проблемы взаимоотношений человека, общества и окружающей среды;
- важнейшие законы классической экологии;
- основные экологические проблемы и мероприятия по охране окружающей среды в отрасли;
- виды мониторинга и нормирование качества окружающей среды;
- экологические требования к размещению и проектированию промышленных и иных объектов;
- направления государственной политики в области рационального природопользования, охраны окружающей среды;
- экономические рычаги управления природопользованием;
- законодательные и другие нормативные правовые акты в области рационального природопользования, охраны окружающей среды;
- систему экологического контроля и государственного управления;
- значение международного сотрудничества в решении глобальных и региональных экологических проблем;
знать на уровне понимания:
- экологические понятия, термины и определения;
- классификацию и состояние природных ресурсов;
- виды природопользования;
- классификацию источников загрязнения окружающей среды;
- экологическую характеристику производства;
- нормирование выбросов и сбросов вредных веществ в природную среду;
- основные принципы защиты окружающей среды;
уметь:
- проводить экологическую оценку технических и технологических решений;
- обосновывать основные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
- выбирать необходимое оборудование для очистки газовоздушных выбросов и сточных вод;
- прогнозировать последствия техногенного воздействия на окружающую среду;
- определять экологические аспекты, связанные с производственной деятельностью;
- пользоваться различными источниками информации в области охраны окружающей среды и осуществлять пропаганду экологических и природоохранных знаний в профессиональной деятельности;
- организовывать мониторинг состояния окружающей среды;
- давать экономическую оценку природных ресурсов, ущерба от загрязнения окружающей среды.
В экологии, как в большинстве других дисциплин, термины и определения стандартизированы, что является достаточно важным при рассмотрении правовых взаимоотношений между хозяйственными субъектами. Поэтому в пособии терминологии уделяется должное внимание. Наиболее важные предметообразующие из них приводятся далее по тексту.
Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.
Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.
Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и вызванного вредным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами.
Дисциплина «Основы экологии» является естественнонаучной дисциплиной и базируется на знаниях, полученных студентами по биологии, химии, физике и специальным предметам.
- А. А. Челноков, л. Ф. Ющенко, и.Н. Жмыхов
- Предисловие
- Введение Предмет, задачи и методы современной экологии
- Глава 1. Правовые и организационные основы экологической безопасности
- 1.1. Основные направления и принципы государственной политики
- В области охраны окружающей среды
- 1.2. Национальная стратегия устойчивого развития страны
- Устойчивого развития (на 1990 г.)
- 1.3. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды
- 1.3.1.Основные положения законодательства
- 1.3.2. Технические нормативные правовые акты
- Охраны окружающей среды
- Окружающей среды
- 1.4. Права и обязанности природопользователей по охране окружающей среды
- 1.5. Государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды
- 1.6. Организация экологического мониторинга
- Приоритетности в системе мониторинга
- 1.7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
- 1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии
- 2.1. Система управления окружающей средой на производстве
- 2.2. Экологическая служба организации
- Пример макета должностной инструкции инженера-эколога приводится в Приложении 1.
- 2.3. Организация производственного контроля в области охраны окружающей среды
- 2.4. Экологическая сертификация
- 2.5. Экологическая паспортизация
- 2.6. Экологический аудит
- 2.7. Экологическое страхование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Теоретические основы общей экологии
- 3.1. Формирование научных основ современной экологии
- 3.2. Основные понятия
- 3.3. Среда обитания организмов
- 3.3.1. Факторы среды обитания
- 3.3.1.1. Абиотические факторы
- 3.3.1.2. Антропогенные факторы
- 3.3.1.3. Биотические факторы
- По сухому веществу
- 3.4. Биосфера
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Организация биосферы
- 3.4.3. Движение вещества и энергии в биосфере
- 3.4.3.1. Круговорот веществ в биосфере
- 3.4.3.2. Основные закономерности движения энергии в биосфере
- 3.4.3.3. Энергетика экосистем
- 3.5. Техносфера, ноосфера, техносферогенез
- 3.5.1. Техносфера и техносферогенез
- 3.5.2. Ноосфера и ноосферогенез
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду
- 4.1. Природопользование и его виды
- 4.2. Классификация природных ресурсов
- 4.3. Перспективы использования природных ресурсов
- 4.4. Виды загрязнения окружающей среды
- 4.5. Состояние загрязнения природной среды и его влияние на биосферу
- 4.5.1. Атмосфера
- 4.5.1.1. Характеристика, строение и состав атмосферы
- 4.5.1.2. Климат Республики Беларусь
- 4.5.1.3. Загрязнение атмосферы
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г., тыс. Т
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г.
- 4.5.1.4. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
- Определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Минска
- Параметров для основных групп источников
- 4.5.1.5.Трансформация загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.7. Цепные фотохимические реакции загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.5.2. Литосфера
- 4.5.2.1. Земельные ресурсы
- 4.5.2.2. Деградация почв
- 4.5.2.3. Характеристика минеральных ресурсов
- 4.5.3. Гидросфера
- 4.5.3.1. Характеристика водных ресурсов
- 4.5.3.2. Водопотребление и водоотведение
- 4.6. Глобальные и региональные последствия загрязнения окружающей среды
- 4.6.1. Экологические кризисы и катастрофы
- 4.6.2. Глобальное и региональное изменение климата
- 4.6.3. Истощение озонового слоя
- 4.6.4. Демографический кризис
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Техногенное воздействие объектов экономики на окружающую среду
- 5.1. Основные источники выбросов загрязняющих веществ и воздействий на биосферу
- 5.1.1. Источники загрязнения окружающей среды
- 5.1.2. Характеристика и показатели опасности вредных веществ
- 5.2. Основные принципы оценки экологичности производства
- 5.3 Экологическая характеристика пищевой и перерабатывающей промышленности
- Сточных вод в пищевой и перерабатывающей промышленности
- Загрязняющих веществ некоторыми производствами
- 5.4 Экологическая характеристика автотранспорта
- При работе на разных видах топлива (г/км, данные нами)
- 5.5. Экологические проблемы энергетики
- Различных видов топлива на тэс
- Электростанций
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Организационные основы защиты окружающей среды
- 6.1. Основные принципы экологической безопасности
- 6.2. Комплексное использование природных ресурсов
- 6.2.1. Общие сведения
- 6.2.2. Использование вторичных ресурсов пищевых и перерабатывающих производств
- 6.2.3. Переработка резиносодержащих отходов
- 6.2.4. Утилизация углеводородсодержащих отходов
- Отработанных технических масел
- В атмосферный воздух для процесса сжигания углеводородсодержащих отходов
- 6.2.5. Возможные методы переработки фосфогипса
- Различных способов утилизации фосфогипса
- 6.2.6. Обращение с отходами производства хлорида калия
- 6.2.7. Утилизация полимерных отходов
- 6.8 Технологическая схема получения вторичного гранулята из отходов пэт:
- 6.3. Энергосбережение и рациональное использование теплоэнергетических ресурсов в промышленности
- Технологии производства в некоторых отраслях промышленности
- Более эффективных источников света
- 6.4. Нормирование качества окружающей среды
- 6.4.1. Общие сведения
- 6.4.2. Атмосферный воздух
- 6.4.3. Шум и вибрация
- Помещениях и на территории жилой застройки
- 6.4.4. Электромагнитное воздействие
- Территории жилой застройки и мест массового отдыха; помещений жилых, общественных и производственных зданий
- Электрического и магнитного полей с частотой тока 50 Гц
- 6.4.5. Нормирование качества воды водоемов
- Некоторых вредных веществ в водоемах
- Некоторых вредных веществ в количестве пдк
- 6.4.6. Почвы
- В различных типах почв
- Некоторых тяжелых металлов в почвах Беларуси
- 6.5. Нормирование поступления загрязняющих веществ в окружающую среду
- 6.5.1.Категорирование объектов воздействия на атмосферу
- 6.5.2. Нормативы допустимых выбросов
- 6.5.3. Инвентаризация выбросов в атмосферу
- 6.5.4. Нормативы сбросов в водоемы
- 6.5.5. Нормативы образования отходов
- Опасных отходов производства по значениям опасного свойства
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7. Технология и техника защиты окружающей среды
- 7.1. Защита атмосферного воздуха
- 7.1.1. Общие сведения
- 7.1.2. Очистка, обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов
- 7.1.2.1. Общие положения
- 7.1.2.2. Пылеулавливание
- В зависимости от ее дисперсности
- 7.1.2.3. Обработка выбросов от газообразных и парообразных примесей
- При которых обеспечивается рентабельность адсорбционной установки
- 7.1.2.4. Новые разработки в технике защиты атмосферы
- 7.2. Защита водных объектов
- 7.2.1. Общие сведения
- 7.2.2. Зонирование территории водных объектов
- Водных объектов для населенных пунктов
- 7.2.3. Обработка сточных вод и шламов
- 7.2.3.1.Методы очистки сточных вод
- 7.2.3.2. Биологическая очистка сточных вод
- 7.2.3.3. Локальные и модульные системы очистки сточных вод
- Технология очистки воды, реализуемая в установке «элон-аква», состоит из следующих стадий:
- 7.3. Защита литосферы и обращение с отходами
- 7.3.1. Охрана земель
- 7.3.2. Обращение с отходами производства и потребления
- 7.3.2.1. Общие сведения
- 7.3.2.2. Обращение с отходами потребления
- Твердых коммунальных отходов
- Для процессов обезвреживания тко с применением метода сжигания
- С использованием биологических методов
- 7.3.3. Охрана недр
- 7.3.4. Рекультивация использованных земель
- 7.4. Охрана растительного и животного мира
- 7.5. Защита окружающей среды от физических воздействий
- 7.5.1. Средства и методы защиты от воздействия шума и вибрации
- 7.5.1.1. Общие сведения об акустике и расчет шума
- 7.5.1.2. Основные методы и средства защиты от шума
- 7. 5.1.3 Шумовиброзащитные конструкции
- 7.5.1.4. Современные средства шумозащиты
- И стоимости акустических экранов
- 7.5.2. Средства и методы защиты от воздействия электромагнитных полей
- 7.5.2.1. Общие сведения
- 7.5.2.2. Расчет и защита от электромагнитных полей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Требования экологической безопасности при проектировании хозяйственных объектов
- 8.1. Экологические требования к размещению хозяйственных объектов
- 8.2. Экологические требования при проектировании объектов хозяйственной деятельности
- 1 Архитектурные решения
- 2 Использование возобновляемых источников энергии
- 3 Освещение
- 4 Водоснабжение, теплоснабжение и канализация
- 5 Шумозащитные мероприятия
- 8.3. Генеральный план промышленного предприятия
- 8.4. Состав и содержание раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации
- 8.5. Экологический паспорт проекта
- 4. Удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков
- 8.6. Оценка воздействия на окружающую среду и управление риском
- Планируемой деятельности на окружающую среду
- 8.7. Экологическая экспертиза проектов
- 8.8. Проект санитарно-защитной зоны предприятия
- Глава 9. Экономика управления природопользованием
- 9.1. Экономический механизм природопользования
- 9.2. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
- Окружающей среде выбросом, связанным с нарушением требований в области
- Требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства
- Контрольные вопросы и задания
- 1 Должностная инструкция
- 2 Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные по энергии, и максимальные уровни
- 3 Ориентировочная шкала оценки опасности загрязнения почв
- 4 Классификация шумовиброзащитных конструкций
- 5 Классификация экранирующих сооружений
- 6 Экологический паспорт проекта