logo
учебник основы экологии

При работе на разных видах топлива (г/км, данные нами)

Топливо

СО

СхНу

х

СО2

Бензин АИ-93

10,30

2,17

2,25

2,10

Сжиженный нефтяной газ

4,70

1,19

2,15

2,00

Сжиженный природный газ

2,10

1,11

2,10

1,90

Бензин + водород

0,74

0,69

1,11

0,42

Водород

0,00

0,00

0,62

0,00

Метанол

6,92

1,14

1,09

0,35

Метанол + Синтез-газ

1,24

0,62

0,89

0,26

Синтез-газ

0,00

0,10

0,57

0,19

Перспективным заменителем традиционного топлива для автотранспорта является водород. При его сжигании в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) выбрасывается водяной пар, отсутствуют загрязняющие вещества и запахи, т. е. по существу такие двигатели являются экологически чистыми. Жидкий водород почти в десять раз легче бензина. Водородный двигатель в ряде случаев может быть примерно на 50% эффективнее бензинового, поскольку работает на обедненной смеси, имеет высокую степень сжатия, очень небольшое опережение зажигания и полное сгорание топлива.

На одном из международных конкурсов был продемонстрирован автомобиль «Фольксваген», работающий на водородно-кислородной смеси. Его выхлопные газы были чище городского воздуха, засасываемого в карбюратор двигателя.

Большую роль в энергосбережении и снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сыграет перевод автотранспорта на так называемое биотопливо – этанол, метанол, биодизель, которые получают из растительного сырья. Уже сейчас на многих заправочных станциях Германии биодизель продается наряду с обычным бензином. В Бразилии уже давно используют в качестве топлива этанол, получаемый из сахарного тростника и кукурузы. В Европе уже большую часть производимого этанола используют в качестве добавки к дизтопливу и только 15% – для получения алкогольной продукции. В Малайзии планируется в ближайшие годы построить 52 завода по производ­ству биодизеля из пальмового масла. Согласно резолюции ООН к 2020 г. на биодизельное топливо будет переведено около 23% автомобильного парка планеты.

В настоящее время Минский моторный завод рассматривает возможность создания дизельных двигателей, работающих на топливе с 30% содержанием метилэфира из рапсового масла, который производится на ОАО «ГродноАзот».

Интенсивно проводятся работы по совершенствованию наиболее важных узлов транспортных устройств, например, электронной системы управления временем открытия и высотой подъема клапанов, бескулачкового привода клапана, шестискоростной трансмиссии с бесступенчатым непрерывным вариатором, насосов с ручным управлением и усилителем, применению новых легких материалов и т. п. Такие усовершенствования позволят существенно снизить расход топлива автотранспортных средств.

Определенный интерес с точки зрения энергосбереже­ния представляют собой гибридные транспортные сред­ства с гидроприводом, которые позволяют аккумулировать энергию. В них трансмиссия с зубчатым приводом заменяется гидравлическим насосом или двигателем, ко­торый служит для аккумулирования и компенсации энергии за счет переноса жидкости между гидравличе­скими аккумуляторами. Гидравлическая гибридная си­стема обеспечивает 50% повышение экономии топлива при затратах около 600 дол. США.