logo
учебник основы экологии

1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды

Как указывалось ранее, глобальные экологические проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества и требуют для своего решения коллективных усилий всех государств и мирового сообщества в целом. Основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды разработаны в Стокгольмской декларации 1972 г., среди которых можно выделить следующие принципы:

- неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами;

- непричинения вреда природной среде;

- права на благоприятную окружающую среду;

- устойчивого развития;

- международной ответственности за причиненный ущерб;

- оценки и предотвращения трансграничных экологических последствий планируемой деятельности;

- запрещения экологической агрессии, экоцида;

- регулярного обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях и другие.

Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды. Особое место среди многосторонних договоров занимают общие договоры, посвященные вопросам, представляющим интерес для международного сообщества государств, и направленных на создание общепризнанных норм международного права.

Основными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:

 обеспечение выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами в области охраны окружающей среды;  проработка вопросов о присоединении Республики Беларусь к новым многосторонним международным договорам и расширении участия страны в общеевропейских процессах;

 расширение договорно-правовых основ сотрудничества в области охраны окружающей среды с государствами – членами Европейского союза и другими странами регионов Ближнего Востока Юго-Восточной Азии и Северной Африки;  развитие и совершенствование двусторонних отношений с сопредельными государствами в области:

 трансграничных охраняемых природных комплексов и объектов и совместных механизмов управления ими;

 управления бассейнами трансграничных рек, подземными водными бассейнами и другими видами разделяемых природных ресурсов; сохранения и регулирования биоразнообразия;

 трансграничного мониторинга и обмена информацией о состоянии окружающей среды;

 совершенствования системы подготовки кадров на многосторонней и двусторонней основе, а также обмена специалистами в рамках взаимодействия с международными организациями и странами-партнерами;

 формирования долгосрочного стратегического партнерства с международными финансовыми организациями, странами-донорами, совершенствование системы подготовки инвестиционных проектов и проектов международной технической помощи.

Беларусь на постоянной основе поддержи­вает контакты с рядом межправительственных организаций: Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Всемирной организаци­ей здравоохранения (ВОЗ), Европейской экономической комиссией ООН по вопросам охраны окружающей среды и водным ресурсам (ЕЭК ООН), Программой развития ООН (ПРООН), Всемирным банком и Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Исполнительным органом Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭС), Комиссией европейского сообщества и др.

За последние годы значительно расширилось сотрудничество с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Всемирный банк, Евробанк, МСОП и др.

Приоритетным направлением в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды является развитие двухсторонних связей, прежде всего с государствами – членами Межгосударственного совета (МЭС) и другими сопредельными государствами, а также с потенциальными инвесторами (Германия, Швейцария, Дания, Голландия).

Подписаны и реализуются межправительственные со­глашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Латвией, Литовской Республикой, Польшей, Российской Федерацией и Украиной, межведомственные – с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой и Болгарией.

Определены приоритетные направления международ­ного сотрудничества по реализации проектов: воды и водоочистка; опасные отходы (в том числе пестициды); устойчивое управление природными и лесными ресурсами.

Активно развивается сотрудничество между странами – участниками МЭС. Подписано Соглашение по информационному сотрудничеству в области экологии и охраны окружающей природной среды, а также Устав Межгосударственного экологического информационного агентства «Экоинформ». Одобрен МЭС проект Соглашения о взаимодействии в области рационального использо­вания и охраны трансграничных водных объектов. Рекомендованы к подписанию проекты Соглашения по со­трудничеству в области экологического мониторинга и ин­теграции в международные системы мониторинга и Положения о межгосударственной системе экологического мониторинга, а также Устав Межгосударственного экологического фонда.

Особое внимание в развитии международного сотрудничества на многосторонней основе уделяется в республике организации и обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, прежде всего, в разработке национальных механизмов выполнения стратегий, планов действий, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Республика Беларусь является Стороной 13 глобальных и 9 региональных международных соглашений, а также 34 двусторонних и многосторонних договоров.

К настоящему времени подписаны и ратифицированы следующие конвенции и протоколы:

• Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

• Протокол Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния (ЕМЕП), 1984 г.;

• Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30%, 1985 г.;

• Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, 1988 г.;

• Венская Конвенция об охране озонового слоя, 1986 г.;

• Монреальский Протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, 1988 г.;

• Конвенция ООН о биологическом разнообразии, 1993 г.;

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), 1999 г.;

• Иоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, 2002 г.;

• Рамсарская Конвенция по водно-болотным угодьям, 1999 г.;

• Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1999 г.;

• Рамочная Конвенция и Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 1996 г., 2005г.;

• Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г.;

• Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях, 2004 г.;

• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991), 2006 г. и др.

Практические мероприятия по реализации вышеперечисленных конвенций и протоколов в республике осуществляются Правительством совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, что в конечном итоге способ­ствует определенному улучшению экологической обстановки.

Так, выполняя принятые на себя обязательства в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Беларусь ведет постоянную работу по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмо­сферу от предприятий и других объектов хозяйственной деятельности. Выполнены требования Протокола по огра­ничению выбросов оксидов азота, они снижены на территории республики до уровня 1987 г. Утверждена Республиканская Программа по сокращению использования озоноразрушающих веществ, одобренная Правитель­ством и Всемирным банком.

В республике с целью выполнения обязательств, вытекающих из положений Конвенции о биологическом разнообразии, разработан проект Стратегии сохранения биоразнообразия Республики Беларусь.

Проводится многоплановая работа по выработке политики и стратегии для реализации подписанной Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду. С этой целью принят ряд законодательных актов, обязывающих заказчиков объектов хозяйственной деятельно­сти проводить на предпроектной стадии оценку воздей­ствия на окружающую среду (ОВОС).

Во исполнение требований Конвенции и вышеуказанных законодательных актов в республике разработана национальная процедура оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, которая увязана с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Республикой Беларусь при поддержке Всемирного банка осуществляется международный проект Глобального экологического фонда «Первоочередные мероприятия по выполнению Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) в Рес­публике Беларусь». В результате реализации данного проекта разработан и утвержден Национальный план выполнения положений Стокгольмской Конвенции, став­ший основной государственной программой действий по предотвращению и минимизации отрицательного влияния СОЗ на окружающую среду и здоровье населения. Итогом выполнения этой программы станет полное прекращение производства и применения СОЗ, уничтожение их запасов, а также предотвращение появления новых стойких органических загрязнителей в окружающей среде.

Особенно большое внимание в международном сотрудничестве уделяется вопросам укрепления приграничного взаимодействия с сопредельными странами Украиной, Польшей, Литовской Республикой и другими странами. Приоритетным направлением сотрудничества с этими странами является охрана трансграничных водных объектов от загрязнения и осуществление совместного мониторинга их состояния.

В области международного технического сотрудничества в течение последних лет активно проводилась работа по реализации проектов международной технической помощи, в ходе которой в страну привлечены финансовые средства ПРООН/ГФ, Всемирного банка и Европейской комиссии.

Республика выполняет все двусторонние правительственные и межведомственные соглашения и протоколы к ним в области охраны окружающей среды в рамках межгосударственного экологического совета стран СНГ.

В 1978 г. ХIV Генеральная ассамблея МСОП одобрила и торжественно приняла Всемирную стратегию охраны природы. Республика Беларусь также приняла этот документ и планомерно выполняет его основные положения на своей территории.