1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды
Как указывалось ранее, глобальные экологические проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества и требуют для своего решения коллективных усилий всех государств и мирового сообщества в целом. Основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды разработаны в Стокгольмской декларации 1972 г., среди которых можно выделить следующие принципы:
- неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами;
- непричинения вреда природной среде;
- права на благоприятную окружающую среду;
- устойчивого развития;
- международной ответственности за причиненный ущерб;
- оценки и предотвращения трансграничных экологических последствий планируемой деятельности;
- запрещения экологической агрессии, экоцида;
- регулярного обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях и другие.
Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды. Особое место среди многосторонних договоров занимают общие договоры, посвященные вопросам, представляющим интерес для международного сообщества государств, и направленных на создание общепризнанных норм международного права.
Основными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:
обеспечение выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами в области охраны окружающей среды; проработка вопросов о присоединении Республики Беларусь к новым многосторонним международным договорам и расширении участия страны в общеевропейских процессах;
расширение договорно-правовых основ сотрудничества в области охраны окружающей среды с государствами – членами Европейского союза и другими странами регионов Ближнего Востока Юго-Восточной Азии и Северной Африки; развитие и совершенствование двусторонних отношений с сопредельными государствами в области:
трансграничных охраняемых природных комплексов и объектов и совместных механизмов управления ими;
управления бассейнами трансграничных рек, подземными водными бассейнами и другими видами разделяемых природных ресурсов; сохранения и регулирования биоразнообразия;
трансграничного мониторинга и обмена информацией о состоянии окружающей среды;
совершенствования системы подготовки кадров на многосторонней и двусторонней основе, а также обмена специалистами в рамках взаимодействия с международными организациями и странами-партнерами;
формирования долгосрочного стратегического партнерства с международными финансовыми организациями, странами-донорами, совершенствование системы подготовки инвестиционных проектов и проектов международной технической помощи.
Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с рядом межправительственных организаций: Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Европейской экономической комиссией ООН по вопросам охраны окружающей среды и водным ресурсам (ЕЭК ООН), Программой развития ООН (ПРООН), Всемирным банком и Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Исполнительным органом Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭС), Комиссией европейского сообщества и др.
За последние годы значительно расширилось сотрудничество с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Всемирный банк, Евробанк, МСОП и др.
Приоритетным направлением в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды является развитие двухсторонних связей, прежде всего с государствами – членами Межгосударственного совета (МЭС) и другими сопредельными государствами, а также с потенциальными инвесторами (Германия, Швейцария, Дания, Голландия).
Подписаны и реализуются межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Латвией, Литовской Республикой, Польшей, Российской Федерацией и Украиной, межведомственные – с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой и Болгарией.
Определены приоритетные направления международного сотрудничества по реализации проектов: воды и водоочистка; опасные отходы (в том числе пестициды); устойчивое управление природными и лесными ресурсами.
Активно развивается сотрудничество между странами – участниками МЭС. Подписано Соглашение по информационному сотрудничеству в области экологии и охраны окружающей природной среды, а также Устав Межгосударственного экологического информационного агентства «Экоинформ». Одобрен МЭС проект Соглашения о взаимодействии в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов. Рекомендованы к подписанию проекты Соглашения по сотрудничеству в области экологического мониторинга и интеграции в международные системы мониторинга и Положения о межгосударственной системе экологического мониторинга, а также Устав Межгосударственного экологического фонда.
Особое внимание в развитии международного сотрудничества на многосторонней основе уделяется в республике организации и обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, прежде всего, в разработке национальных механизмов выполнения стратегий, планов действий, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республика Беларусь является Стороной 13 глобальных и 9 региональных международных соглашений, а также 34 двусторонних и многосторонних договоров.
К настоящему времени подписаны и ратифицированы следующие конвенции и протоколы:
• Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
• Протокол Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния (ЕМЕП), 1984 г.;
• Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30%, 1985 г.;
• Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, 1988 г.;
• Венская Конвенция об охране озонового слоя, 1986 г.;
• Монреальский Протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, 1988 г.;
• Конвенция ООН о биологическом разнообразии, 1993 г.;
• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), 1999 г.;
• Иоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, 2002 г.;
• Рамсарская Конвенция по водно-болотным угодьям, 1999 г.;
• Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1999 г.;
• Рамочная Конвенция и Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 1996 г., 2005г.;
• Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г.;
• Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях, 2004 г.;
• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991), 2006 г. и др.
Практические мероприятия по реализации вышеперечисленных конвенций и протоколов в республике осуществляются Правительством совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, что в конечном итоге способствует определенному улучшению экологической обстановки.
Так, выполняя принятые на себя обязательства в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Беларусь ведет постоянную работу по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий и других объектов хозяйственной деятельности. Выполнены требования Протокола по ограничению выбросов оксидов азота, они снижены на территории республики до уровня 1987 г. Утверждена Республиканская Программа по сокращению использования озоноразрушающих веществ, одобренная Правительством и Всемирным банком.
В республике с целью выполнения обязательств, вытекающих из положений Конвенции о биологическом разнообразии, разработан проект Стратегии сохранения биоразнообразия Республики Беларусь.
Проводится многоплановая работа по выработке политики и стратегии для реализации подписанной Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду. С этой целью принят ряд законодательных актов, обязывающих заказчиков объектов хозяйственной деятельности проводить на предпроектной стадии оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Во исполнение требований Конвенции и вышеуказанных законодательных актов в республике разработана национальная процедура оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, которая увязана с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Республикой Беларусь при поддержке Всемирного банка осуществляется международный проект Глобального экологического фонда «Первоочередные мероприятия по выполнению Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) в Республике Беларусь». В результате реализации данного проекта разработан и утвержден Национальный план выполнения положений Стокгольмской Конвенции, ставший основной государственной программой действий по предотвращению и минимизации отрицательного влияния СОЗ на окружающую среду и здоровье населения. Итогом выполнения этой программы станет полное прекращение производства и применения СОЗ, уничтожение их запасов, а также предотвращение появления новых стойких органических загрязнителей в окружающей среде.
Особенно большое внимание в международном сотрудничестве уделяется вопросам укрепления приграничного взаимодействия с сопредельными странами Украиной, Польшей, Литовской Республикой и другими странами. Приоритетным направлением сотрудничества с этими странами является охрана трансграничных водных объектов от загрязнения и осуществление совместного мониторинга их состояния.
В области международного технического сотрудничества в течение последних лет активно проводилась работа по реализации проектов международной технической помощи, в ходе которой в страну привлечены финансовые средства ПРООН/ГФ, Всемирного банка и Европейской комиссии.
Республика выполняет все двусторонние правительственные и межведомственные соглашения и протоколы к ним в области охраны окружающей среды в рамках межгосударственного экологического совета стран СНГ.
В 1978 г. ХIV Генеральная ассамблея МСОП одобрила и торжественно приняла Всемирную стратегию охраны природы. Республика Беларусь также приняла этот документ и планомерно выполняет его основные положения на своей территории.
- А. А. Челноков, л. Ф. Ющенко, и.Н. Жмыхов
- Предисловие
- Введение Предмет, задачи и методы современной экологии
- Глава 1. Правовые и организационные основы экологической безопасности
- 1.1. Основные направления и принципы государственной политики
- В области охраны окружающей среды
- 1.2. Национальная стратегия устойчивого развития страны
- Устойчивого развития (на 1990 г.)
- 1.3. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды
- 1.3.1.Основные положения законодательства
- 1.3.2. Технические нормативные правовые акты
- Охраны окружающей среды
- Окружающей среды
- 1.4. Права и обязанности природопользователей по охране окружающей среды
- 1.5. Государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды
- 1.6. Организация экологического мониторинга
- Приоритетности в системе мониторинга
- 1.7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
- 1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии
- 2.1. Система управления окружающей средой на производстве
- 2.2. Экологическая служба организации
- Пример макета должностной инструкции инженера-эколога приводится в Приложении 1.
- 2.3. Организация производственного контроля в области охраны окружающей среды
- 2.4. Экологическая сертификация
- 2.5. Экологическая паспортизация
- 2.6. Экологический аудит
- 2.7. Экологическое страхование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Теоретические основы общей экологии
- 3.1. Формирование научных основ современной экологии
- 3.2. Основные понятия
- 3.3. Среда обитания организмов
- 3.3.1. Факторы среды обитания
- 3.3.1.1. Абиотические факторы
- 3.3.1.2. Антропогенные факторы
- 3.3.1.3. Биотические факторы
- По сухому веществу
- 3.4. Биосфера
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Организация биосферы
- 3.4.3. Движение вещества и энергии в биосфере
- 3.4.3.1. Круговорот веществ в биосфере
- 3.4.3.2. Основные закономерности движения энергии в биосфере
- 3.4.3.3. Энергетика экосистем
- 3.5. Техносфера, ноосфера, техносферогенез
- 3.5.1. Техносфера и техносферогенез
- 3.5.2. Ноосфера и ноосферогенез
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду
- 4.1. Природопользование и его виды
- 4.2. Классификация природных ресурсов
- 4.3. Перспективы использования природных ресурсов
- 4.4. Виды загрязнения окружающей среды
- 4.5. Состояние загрязнения природной среды и его влияние на биосферу
- 4.5.1. Атмосфера
- 4.5.1.1. Характеристика, строение и состав атмосферы
- 4.5.1.2. Климат Республики Беларусь
- 4.5.1.3. Загрязнение атмосферы
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г., тыс. Т
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г.
- 4.5.1.4. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
- Определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Минска
- Параметров для основных групп источников
- 4.5.1.5.Трансформация загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.7. Цепные фотохимические реакции загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.5.2. Литосфера
- 4.5.2.1. Земельные ресурсы
- 4.5.2.2. Деградация почв
- 4.5.2.3. Характеристика минеральных ресурсов
- 4.5.3. Гидросфера
- 4.5.3.1. Характеристика водных ресурсов
- 4.5.3.2. Водопотребление и водоотведение
- 4.6. Глобальные и региональные последствия загрязнения окружающей среды
- 4.6.1. Экологические кризисы и катастрофы
- 4.6.2. Глобальное и региональное изменение климата
- 4.6.3. Истощение озонового слоя
- 4.6.4. Демографический кризис
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Техногенное воздействие объектов экономики на окружающую среду
- 5.1. Основные источники выбросов загрязняющих веществ и воздействий на биосферу
- 5.1.1. Источники загрязнения окружающей среды
- 5.1.2. Характеристика и показатели опасности вредных веществ
- 5.2. Основные принципы оценки экологичности производства
- 5.3 Экологическая характеристика пищевой и перерабатывающей промышленности
- Сточных вод в пищевой и перерабатывающей промышленности
- Загрязняющих веществ некоторыми производствами
- 5.4 Экологическая характеристика автотранспорта
- При работе на разных видах топлива (г/км, данные нами)
- 5.5. Экологические проблемы энергетики
- Различных видов топлива на тэс
- Электростанций
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Организационные основы защиты окружающей среды
- 6.1. Основные принципы экологической безопасности
- 6.2. Комплексное использование природных ресурсов
- 6.2.1. Общие сведения
- 6.2.2. Использование вторичных ресурсов пищевых и перерабатывающих производств
- 6.2.3. Переработка резиносодержащих отходов
- 6.2.4. Утилизация углеводородсодержащих отходов
- Отработанных технических масел
- В атмосферный воздух для процесса сжигания углеводородсодержащих отходов
- 6.2.5. Возможные методы переработки фосфогипса
- Различных способов утилизации фосфогипса
- 6.2.6. Обращение с отходами производства хлорида калия
- 6.2.7. Утилизация полимерных отходов
- 6.8 Технологическая схема получения вторичного гранулята из отходов пэт:
- 6.3. Энергосбережение и рациональное использование теплоэнергетических ресурсов в промышленности
- Технологии производства в некоторых отраслях промышленности
- Более эффективных источников света
- 6.4. Нормирование качества окружающей среды
- 6.4.1. Общие сведения
- 6.4.2. Атмосферный воздух
- 6.4.3. Шум и вибрация
- Помещениях и на территории жилой застройки
- 6.4.4. Электромагнитное воздействие
- Территории жилой застройки и мест массового отдыха; помещений жилых, общественных и производственных зданий
- Электрического и магнитного полей с частотой тока 50 Гц
- 6.4.5. Нормирование качества воды водоемов
- Некоторых вредных веществ в водоемах
- Некоторых вредных веществ в количестве пдк
- 6.4.6. Почвы
- В различных типах почв
- Некоторых тяжелых металлов в почвах Беларуси
- 6.5. Нормирование поступления загрязняющих веществ в окружающую среду
- 6.5.1.Категорирование объектов воздействия на атмосферу
- 6.5.2. Нормативы допустимых выбросов
- 6.5.3. Инвентаризация выбросов в атмосферу
- 6.5.4. Нормативы сбросов в водоемы
- 6.5.5. Нормативы образования отходов
- Опасных отходов производства по значениям опасного свойства
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7. Технология и техника защиты окружающей среды
- 7.1. Защита атмосферного воздуха
- 7.1.1. Общие сведения
- 7.1.2. Очистка, обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов
- 7.1.2.1. Общие положения
- 7.1.2.2. Пылеулавливание
- В зависимости от ее дисперсности
- 7.1.2.3. Обработка выбросов от газообразных и парообразных примесей
- При которых обеспечивается рентабельность адсорбционной установки
- 7.1.2.4. Новые разработки в технике защиты атмосферы
- 7.2. Защита водных объектов
- 7.2.1. Общие сведения
- 7.2.2. Зонирование территории водных объектов
- Водных объектов для населенных пунктов
- 7.2.3. Обработка сточных вод и шламов
- 7.2.3.1.Методы очистки сточных вод
- 7.2.3.2. Биологическая очистка сточных вод
- 7.2.3.3. Локальные и модульные системы очистки сточных вод
- Технология очистки воды, реализуемая в установке «элон-аква», состоит из следующих стадий:
- 7.3. Защита литосферы и обращение с отходами
- 7.3.1. Охрана земель
- 7.3.2. Обращение с отходами производства и потребления
- 7.3.2.1. Общие сведения
- 7.3.2.2. Обращение с отходами потребления
- Твердых коммунальных отходов
- Для процессов обезвреживания тко с применением метода сжигания
- С использованием биологических методов
- 7.3.3. Охрана недр
- 7.3.4. Рекультивация использованных земель
- 7.4. Охрана растительного и животного мира
- 7.5. Защита окружающей среды от физических воздействий
- 7.5.1. Средства и методы защиты от воздействия шума и вибрации
- 7.5.1.1. Общие сведения об акустике и расчет шума
- 7.5.1.2. Основные методы и средства защиты от шума
- 7. 5.1.3 Шумовиброзащитные конструкции
- 7.5.1.4. Современные средства шумозащиты
- И стоимости акустических экранов
- 7.5.2. Средства и методы защиты от воздействия электромагнитных полей
- 7.5.2.1. Общие сведения
- 7.5.2.2. Расчет и защита от электромагнитных полей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Требования экологической безопасности при проектировании хозяйственных объектов
- 8.1. Экологические требования к размещению хозяйственных объектов
- 8.2. Экологические требования при проектировании объектов хозяйственной деятельности
- 1 Архитектурные решения
- 2 Использование возобновляемых источников энергии
- 3 Освещение
- 4 Водоснабжение, теплоснабжение и канализация
- 5 Шумозащитные мероприятия
- 8.3. Генеральный план промышленного предприятия
- 8.4. Состав и содержание раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации
- 8.5. Экологический паспорт проекта
- 4. Удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков
- 8.6. Оценка воздействия на окружающую среду и управление риском
- Планируемой деятельности на окружающую среду
- 8.7. Экологическая экспертиза проектов
- 8.8. Проект санитарно-защитной зоны предприятия
- Глава 9. Экономика управления природопользованием
- 9.1. Экономический механизм природопользования
- 9.2. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
- Окружающей среде выбросом, связанным с нарушением требований в области
- Требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства
- Контрольные вопросы и задания
- 1 Должностная инструкция
- 2 Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные по энергии, и максимальные уровни
- 3 Ориентировочная шкала оценки опасности загрязнения почв
- 4 Классификация шумовиброзащитных конструкций
- 5 Классификация экранирующих сооружений
- 6 Экологический паспорт проекта