8.6. Оценка воздействия на окружающую среду и управление риском
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, в том числе с учетом возможности трансграничного воздействия.
Объекты, для которых обязательна разработка ОВОС, определены в части первой ст.13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».
К таким производствам относят атомную промышленность, металлургию, производство строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика), предприятия химической промышленности и многие другие виды хозяйственной деятельности.
Основными принципами оценки воздействия являются:
- превентивность, означающая проведение оценки воздействия до принятия решения о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при разработке проектных решений для обеспечения экологической безопасности;
- презумпция потенциальной экологической опасности планируемой деятельности;
- альтернативность, означающая анализ различных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
- комплексность, означающая учет суммарного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой деятельности;
- своевременность и эффективность информирования общественности, гласность и учет общественного мнения по вопросам воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
- объективность и научная обоснованность, означающие подготовку отчета об оценке воздействия на окружающую среду беспристрастно и профессионально;
- достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений.
Целями проведения оценки воздействия являются:
- всестороннее рассмотрение всех экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий планируемой деятельности до принятия решения о ее реализации;
- поиск оптимальных проектных решений, способствующих предотвращению или минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
- принятие эффективных мер по минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
- определение допустимости (недопустимости) реализации планируемой деятельности на выбранном земельном участке.
Результатами оценки воздействия являются:
- основные выводы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
- описание экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности и оценка их значимости;
- описание мер по предотвращению, минимизации или компенсации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий;
- обоснование выбора приоритетного места размещения объекта, наилучших доступных технических и других решений планируемой деятельности, а также отказа от ее реализации (нулевая альтернатива).
Работы по ОВОС могут выполняться проектными, научно-исследовательскими организациями, независимо от формы собственности.
При проведении оценки воздействия разработчики обязаны использовать полную, достоверную и актуальную исходную информацию, поверенные и аккредитованные средства и методы измерений, а также утвержденные в установленном порядке методики и расчеты для оценки возможных неблагоприятных последствий реализации планируемой деятельности для окружающей среды и здоровья человека. В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке методик для целей ОВОС могут применяться методики и методические подходы, опубликованные в рецензируемых научных изданиях с обязательным их изложением или ссылки на их публикацию в отчете об ОВОС.
Оценка воздействия проводится для объекта в целом. Не допускается проведение оценки воздействия для отдельных выделяемых в проектной документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов.
Оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется и финансируется заказчиком.
Процедура проведения ОВОС определяется Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.05.2010 г. №755.
Процедура проведения ОВОС должна содержать следующие обязательные этапы:
1. разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС);
2. проведение международных процедур в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
3. разработка отчета об оценке воздействия на окружающую среду (далее – отчет об ОВОС);
4. проведение обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений, на территории Республики Беларусь (общественные обсуждения) и в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности – на территории затрагиваемых сторон (общественные обсуждения на территории затрагиваемых сторон);
5. проведение консультаций в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;
6. доработка отчета об ОВОС, в том числе по замечаниям и предложениям общественности и затрагиваемых сторон, в случае выявления воздействий на окружающую среду, не учтенных в отчете об ОВОС, либо в связи с внесением изменений в проектную документацию, если эти изменения связаны с воздействием на окружающую среду;
7. представление доработанной проектной документации по планируемой деятельности, включая отчет об ОВОС, на государственную экологическую экспертизу;
8. проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, включая отчет об ОВОС, по планируемой деятельности;
9. утверждение проектной документации по планируемой деятельности, в том числе отчета об ОВОС, в установленном законодательством порядке;
10. представление в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности утвержденного отчета об ОВОС и принятого в отношении планируемой деятельности решения в Минприроды для информирования затрагиваемых сторон.
Программа проведения ОВОС разрабатывается проектной организацией по договору с заказчиком.
В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия, исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и иных последствий реализации планируемой деятельности.
Проектная организация при разработке программы проведения ОВОС с учетом критериев, установленных в Добавлении I и Добавлении III к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, определяет, может ли воздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.
Программа проведения ОВОС должна содержать:
1. план-график работ по проведению оценки воздействия;
2. сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее реализации;
3. карту-схему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности;
4. сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для оценки воздействия.
Обязательными разделами программы являются:
1. Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия;
2. Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия (указываются виды и масштабы воздействия);
3. Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий (в том числе указывается информация о возможности естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов);
4. Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий;
5. Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и необходимости проведения послепроектного анализа;
6. Оценка возможного трансграничного воздействия (в виде отдельных разделов для каждой из затрагиваемых сторон в случае, если планируемая деятельность может оказывать трансграничное воздействие; для каждой из затрагиваемых сторон приводится информация, указанная в абзацах втором-четвертом настоящего подпункта).
При отсутствии достаточной информации по разделам программы в соответствующем разделе следует указывать, что она будет приведена в отчете об ОВОС.
В случае предполагаемого отсутствия значительного вредного трансграничного воздействия следует отражать данный факт в соответствующем разделе.
В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности разработчиком ОВОС по договору с заказчиком готовится:
1. уведомление о планируемой деятельности по форме, приведенной в Положении о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду;
2. запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, одновременно с уведомлением о планируемой деятельности либо после получения письменного ответа затрагиваемой стороны с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте.
Далее заказчиком обеспечивается представление в Минприроды программы проведения ОВОС, уведомления о планируемой деятельности, запроса информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, на русском, английском или другом языке по договоренности заинтересованных сторон на бумажном и электронном носителях.
Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет материалы, полученные от заказчика, затрагиваемым сторонам.
При получении от затрагиваемых сторон письменного ответа с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте, Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию ответа с перечнем замечаний и предложений затрагиваемых сторон по программе проведения ОВОС (при их наличии) заказчику и разработчику ОВОС.
Программа проведения ОВОС подлежит доработке по замечаниям и предложениям затрагиваемых сторон и утверждению заказчиком.
По инициативе затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным замечаниям и предложениям по программе проведения ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и разработчика ОВОС, а также при необходимости – представители Минприроды.
По результатам проведения оценки воздействия готовится отчет об ОВОС, который должен включать:
1. резюме нетехнического характера (в виде отдельного раздела), содержащее краткую информацию о планируемой деятельности и воздействии на окружающую среду, в том числе в трансграничном контексте, и предполагаемых мерах по его предотвращению, минимизации или компенсации, результатах и выводах оценки воздействия;
2. сведения о заказчике планируемой деятельности;
3. сведения о целях и необходимости реализации планируемой деятельности (в том числе указывается информация о соответствии планируемой деятельности принятой концепции, программе, схеме отраслевого развития (транспорта, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, мелиорации и других отраслей), утвержденной градостроительной документации);
4. описание альтернативных вариантов (территориальных и (или) технологических) размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
5. оценку существующего состояния окружающей среды, социально-экономических и иных условий на территории Республики Беларусь и затрагиваемых сторон в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
6. описание основных источников и возможных видов воздействия на окружающую среду каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
7. прогноз и оценку изменения состояния окружающей среды и социально-экономических условий в результате реализации каждого из альтернативных вариантов планируемой деятельности. При этом учитываются существующие источники воздействия в зоне влияния планируемой деятельности и особенности состояния окружающей среды;
8. описание мер по улучшению социально-экономических условий и предотвращению, минимизации или компенсации значительного вредного воздействия на окружающую среду в результате реализации альтернативных вариантов планируемой деятельности;
9. прогноз возникновения вероятных чрезвычайных и запроектных аварийных ситуаций и оценку их последствий, описание мер по предупреждению таких ситуаций, реагированию на них, ликвидации их последствий;
10. обоснование выбора приоритетного варианта размещения и (или) реализации планируемой деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов;
11. информацию (в виде отдельных разделов) об оценке возможного значительного вредного трансграничного воздействия каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на окружающую среду каждой из затрагиваемых сторон и о предполагаемых мерах по его предотвращению, минимизации или компенсации;
12. описание программ локального мониторинга окружающей среды и после проектного анализа (при его необходимости);
13. основные выводы по результатам проведения оценки воздействия;
14. оценку достоверности прогнозируемых последствий реализации планируемой деятельности с указанием выявленных при проведении оценки воздействия неопределенностей.
В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности затрагиваемыми сторонами проводятся общественные обсуждения на их территории отчета об ОВОС. По инициативе затрагиваемых сторон в общественных обсуждениях на территории затрагиваемых сторон от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости – представители Минприроды.
Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию замечаний и предложений по отчету об ОВОС (при их наличии), полученных от затрагиваемых сторон, заказчику и разработчику ОВОС для подготовки ответов на них.
По инициативе каждой из затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители Минприроды, заказчика и разработчика ОВОС.
К отчету об ОВОС прилагаются:
- документация в соответствии с частью пятой статьи 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»;
- результаты общественных обсуждений и консультаций, в том числе:
- уведомление об общественных обсуждениях и объявление о проведении собрания по обсуждению отчета об ОВОС (публикация в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет);
- протокол общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений в разрезе административно-территориальных единиц (районов);
- протокол собрания по обсуждению отчета об ОВОС с указанием количества участников собрания (в случае проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС);
- протоколы консультаций с затрагиваемыми сторонами, замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие от затрагиваемых сторон по результатам общественных обсуждений и консультаций, и ответы на них.
Порядок и процедура проведения общественных обсуждений определены Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Дополнительно к отчету об ОВОС могут прилагаться иные материалы, иллюстрирующие полноту проведенной оценки воздействия.
После этого разработчиком ОВОС дорабатывается отчет с внесением замечаний и предложений с учетом общественного обсуждения, в том числе в контексте возможного трансграничного воздействия, который с соответствующей документацией передается на государственную экологическую экспертизу в Минприроды в составе проектной документации.
При разработке проектной документации учитываются все выводы и предложения отчета об ОВОС. На следующих стадиях проектирования проектные решения в части использования природных ресурсов и охраны окружающей среды должны соответствовать выводам и предложениям отчета об ОВОС, в противном случае требуется повторное проведение процедуры ОВОС.
Методика оценки значимости воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, приведенная в проекте ТКП «Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки отчета», основывается на оценке экологического риска в виде определения соответствующих показателей в баллах (табл.8.1.).
Таблица 8.1. Методика оценки значимости воздействия
- А. А. Челноков, л. Ф. Ющенко, и.Н. Жмыхов
- Предисловие
- Введение Предмет, задачи и методы современной экологии
- Глава 1. Правовые и организационные основы экологической безопасности
- 1.1. Основные направления и принципы государственной политики
- В области охраны окружающей среды
- 1.2. Национальная стратегия устойчивого развития страны
- Устойчивого развития (на 1990 г.)
- 1.3. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды
- 1.3.1.Основные положения законодательства
- 1.3.2. Технические нормативные правовые акты
- Охраны окружающей среды
- Окружающей среды
- 1.4. Права и обязанности природопользователей по охране окружающей среды
- 1.5. Государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды
- 1.6. Организация экологического мониторинга
- Приоритетности в системе мониторинга
- 1.7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
- 1.8. Международное сотрудничество в области окружающей среды
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии
- 2.1. Система управления окружающей средой на производстве
- 2.2. Экологическая служба организации
- Пример макета должностной инструкции инженера-эколога приводится в Приложении 1.
- 2.3. Организация производственного контроля в области охраны окружающей среды
- 2.4. Экологическая сертификация
- 2.5. Экологическая паспортизация
- 2.6. Экологический аудит
- 2.7. Экологическое страхование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Теоретические основы общей экологии
- 3.1. Формирование научных основ современной экологии
- 3.2. Основные понятия
- 3.3. Среда обитания организмов
- 3.3.1. Факторы среды обитания
- 3.3.1.1. Абиотические факторы
- 3.3.1.2. Антропогенные факторы
- 3.3.1.3. Биотические факторы
- По сухому веществу
- 3.4. Биосфера
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Организация биосферы
- 3.4.3. Движение вещества и энергии в биосфере
- 3.4.3.1. Круговорот веществ в биосфере
- 3.4.3.2. Основные закономерности движения энергии в биосфере
- 3.4.3.3. Энергетика экосистем
- 3.5. Техносфера, ноосфера, техносферогенез
- 3.5.1. Техносфера и техносферогенез
- 3.5.2. Ноосфера и ноосферогенез
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду
- 4.1. Природопользование и его виды
- 4.2. Классификация природных ресурсов
- 4.3. Перспективы использования природных ресурсов
- 4.4. Виды загрязнения окружающей среды
- 4.5. Состояние загрязнения природной среды и его влияние на биосферу
- 4.5.1. Атмосфера
- 4.5.1.1. Характеристика, строение и состав атмосферы
- 4.5.1.2. Климат Республики Беларусь
- 4.5.1.3. Загрязнение атмосферы
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г., тыс. Т
- От стационарных и мобильных источников на территории Беларуси в 2010 г.
- 4.5.1.4. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
- Определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Минска
- Параметров для основных групп источников
- 4.5.1.5.Трансформация загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.7. Цепные фотохимические реакции загрязняющих веществ в атмосфере
- 4.5.2. Литосфера
- 4.5.2.1. Земельные ресурсы
- 4.5.2.2. Деградация почв
- 4.5.2.3. Характеристика минеральных ресурсов
- 4.5.3. Гидросфера
- 4.5.3.1. Характеристика водных ресурсов
- 4.5.3.2. Водопотребление и водоотведение
- 4.6. Глобальные и региональные последствия загрязнения окружающей среды
- 4.6.1. Экологические кризисы и катастрофы
- 4.6.2. Глобальное и региональное изменение климата
- 4.6.3. Истощение озонового слоя
- 4.6.4. Демографический кризис
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Техногенное воздействие объектов экономики на окружающую среду
- 5.1. Основные источники выбросов загрязняющих веществ и воздействий на биосферу
- 5.1.1. Источники загрязнения окружающей среды
- 5.1.2. Характеристика и показатели опасности вредных веществ
- 5.2. Основные принципы оценки экологичности производства
- 5.3 Экологическая характеристика пищевой и перерабатывающей промышленности
- Сточных вод в пищевой и перерабатывающей промышленности
- Загрязняющих веществ некоторыми производствами
- 5.4 Экологическая характеристика автотранспорта
- При работе на разных видах топлива (г/км, данные нами)
- 5.5. Экологические проблемы энергетики
- Различных видов топлива на тэс
- Электростанций
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Организационные основы защиты окружающей среды
- 6.1. Основные принципы экологической безопасности
- 6.2. Комплексное использование природных ресурсов
- 6.2.1. Общие сведения
- 6.2.2. Использование вторичных ресурсов пищевых и перерабатывающих производств
- 6.2.3. Переработка резиносодержащих отходов
- 6.2.4. Утилизация углеводородсодержащих отходов
- Отработанных технических масел
- В атмосферный воздух для процесса сжигания углеводородсодержащих отходов
- 6.2.5. Возможные методы переработки фосфогипса
- Различных способов утилизации фосфогипса
- 6.2.6. Обращение с отходами производства хлорида калия
- 6.2.7. Утилизация полимерных отходов
- 6.8 Технологическая схема получения вторичного гранулята из отходов пэт:
- 6.3. Энергосбережение и рациональное использование теплоэнергетических ресурсов в промышленности
- Технологии производства в некоторых отраслях промышленности
- Более эффективных источников света
- 6.4. Нормирование качества окружающей среды
- 6.4.1. Общие сведения
- 6.4.2. Атмосферный воздух
- 6.4.3. Шум и вибрация
- Помещениях и на территории жилой застройки
- 6.4.4. Электромагнитное воздействие
- Территории жилой застройки и мест массового отдыха; помещений жилых, общественных и производственных зданий
- Электрического и магнитного полей с частотой тока 50 Гц
- 6.4.5. Нормирование качества воды водоемов
- Некоторых вредных веществ в водоемах
- Некоторых вредных веществ в количестве пдк
- 6.4.6. Почвы
- В различных типах почв
- Некоторых тяжелых металлов в почвах Беларуси
- 6.5. Нормирование поступления загрязняющих веществ в окружающую среду
- 6.5.1.Категорирование объектов воздействия на атмосферу
- 6.5.2. Нормативы допустимых выбросов
- 6.5.3. Инвентаризация выбросов в атмосферу
- 6.5.4. Нормативы сбросов в водоемы
- 6.5.5. Нормативы образования отходов
- Опасных отходов производства по значениям опасного свойства
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7. Технология и техника защиты окружающей среды
- 7.1. Защита атмосферного воздуха
- 7.1.1. Общие сведения
- 7.1.2. Очистка, обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов
- 7.1.2.1. Общие положения
- 7.1.2.2. Пылеулавливание
- В зависимости от ее дисперсности
- 7.1.2.3. Обработка выбросов от газообразных и парообразных примесей
- При которых обеспечивается рентабельность адсорбционной установки
- 7.1.2.4. Новые разработки в технике защиты атмосферы
- 7.2. Защита водных объектов
- 7.2.1. Общие сведения
- 7.2.2. Зонирование территории водных объектов
- Водных объектов для населенных пунктов
- 7.2.3. Обработка сточных вод и шламов
- 7.2.3.1.Методы очистки сточных вод
- 7.2.3.2. Биологическая очистка сточных вод
- 7.2.3.3. Локальные и модульные системы очистки сточных вод
- Технология очистки воды, реализуемая в установке «элон-аква», состоит из следующих стадий:
- 7.3. Защита литосферы и обращение с отходами
- 7.3.1. Охрана земель
- 7.3.2. Обращение с отходами производства и потребления
- 7.3.2.1. Общие сведения
- 7.3.2.2. Обращение с отходами потребления
- Твердых коммунальных отходов
- Для процессов обезвреживания тко с применением метода сжигания
- С использованием биологических методов
- 7.3.3. Охрана недр
- 7.3.4. Рекультивация использованных земель
- 7.4. Охрана растительного и животного мира
- 7.5. Защита окружающей среды от физических воздействий
- 7.5.1. Средства и методы защиты от воздействия шума и вибрации
- 7.5.1.1. Общие сведения об акустике и расчет шума
- 7.5.1.2. Основные методы и средства защиты от шума
- 7. 5.1.3 Шумовиброзащитные конструкции
- 7.5.1.4. Современные средства шумозащиты
- И стоимости акустических экранов
- 7.5.2. Средства и методы защиты от воздействия электромагнитных полей
- 7.5.2.1. Общие сведения
- 7.5.2.2. Расчет и защита от электромагнитных полей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Требования экологической безопасности при проектировании хозяйственных объектов
- 8.1. Экологические требования к размещению хозяйственных объектов
- 8.2. Экологические требования при проектировании объектов хозяйственной деятельности
- 1 Архитектурные решения
- 2 Использование возобновляемых источников энергии
- 3 Освещение
- 4 Водоснабжение, теплоснабжение и канализация
- 5 Шумозащитные мероприятия
- 8.3. Генеральный план промышленного предприятия
- 8.4. Состав и содержание раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации
- 8.5. Экологический паспорт проекта
- 4. Удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков
- 8.6. Оценка воздействия на окружающую среду и управление риском
- Планируемой деятельности на окружающую среду
- 8.7. Экологическая экспертиза проектов
- 8.8. Проект санитарно-защитной зоны предприятия
- Глава 9. Экономика управления природопользованием
- 9.1. Экономический механизм природопользования
- 9.2. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
- Окружающей среде выбросом, связанным с нарушением требований в области
- Требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства
- Контрольные вопросы и задания
- 1 Должностная инструкция
- 2 Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные по энергии, и максимальные уровни
- 3 Ориентировочная шкала оценки опасности загрязнения почв
- 4 Классификация шумовиброзащитных конструкций
- 5 Классификация экранирующих сооружений
- 6 Экологический паспорт проекта