logo search
учебник основы экологии

8.7. Экологическая экспертиза проектов

Одним из основных направлений защиты окружающей природной среды от техногенной деятельности является экологическая экспертиза проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов.

Экологическая экспертиза – это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза в Республике Беларусь является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия реше­ний по вопросам социально-экономического развития ре­гионов и страны в целом.

Государственная экологическая экспертиза в соответствии с Законом Республики Беларусь 09.11.2009 г. № 54-3 «О государственной экологической экспертизе» проводится с соблюдением следующих основных принципов:

- предотвращения вредного воздействия на окружающую среду;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до утверждения проектной или иной документации по объектам государственной экологической экспертизы;

- учета суммарного вредного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- достоверности и полноты информации, содержащейся в проектной и иной документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу;

- законности и объективности заключений государственной экологической экспертизы;

- гласности и учета общественного мнения.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы, перечень объектов и материалов, подлежащих этому виду экспертизы, определяется Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.05. 2010 г. № 755 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 09.11. 2009 г. «О государственной экологической экспертизе».

В материалах, предоставляемых на государственную экологическую экспертизу должны присутствовать результаты общественных слушаний по рассматриваемому объекту.

По результатам проведения государственной экологической экспертизы составляется Заключение государственной экологической экспертизы, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Исполнение условий Заключения государственной экологической экспертизы является обязательным для Генпроектировщика и Заказчика.

В случае получения отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик и (или) проектная организация обязаны изменить проектное решение с учетом замечаний данного заключения и предоставить его на повторное согласование в органах государственной экологической экспертизы в том случае, если заказчик планируемой хозяйственной деятельности не отказывается от ее реализации.

Утверждение проектной и иной документации другими согласующими министерствами и ведомствами, а также финансирование и реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Контроль за выполнением требований государственной экологической экспертизы осуществляет Минприроды и его территориальные органы.

При неисполнении заказчиком требований государственной экологической экспертизы органы экологического надзора могут приостановить дальнейшие работы (проектирование, строительство, эксплуатацию); потребовать у соответствующих структур приостановки финансирования этой деятельности; передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности лиц, виновных в невыполнении требований заключения государственной экологической экспертизы.

Проекты, подвергающиеся государственной экологической экспертизе, могут сопровождаться общественной экологической экспертизой.

Общественная экологическая экспертиза – это установление соответствия или несоответствия проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, осуществляемое по заявлению инициатора.

Инициаторами общественной экологической экспертизы (далее – инициаторы) являются зарегистрированные в Республике Беларусь общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и (или) граждане Республики Беларусь, вносящие предложения о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая является объектом общественной экологической экспертизы.

Для проведения общественной экологической экспертизы инициаторами привлекаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в той области знаний, в которой будет проводиться экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться одним специалистом или группой специалистов, созданной инициатором.

Объектом общественной экологической экспертизы является следующая проектная документация:

- градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;

- обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты, для которых в соответствии с частью первой ст.13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (за исключением текущего и капитального ремонта таких объектов).

Субъектами общественной экологической экспертизы являются:

- ее инициаторы;

- специалисты, которые ее проводят;

- заказчик(и) планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы определяется Положением о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.10. 2010 г. №1592.

Результаты общественной экологической экспертизы оформляются специалистами в виде заключения по проектной документации.

Каждый специалист имеет право излагать свое особое мнение по объекту общественной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению.

В случае выявления специалистами несоответствия каких-либо проектных решений по объекту общественной экологической экспертизы требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользованию в выводах заключения указываются положения (требования) нормативных правовых актов, которым не соответствуют проектные решения, и дается разъяснение по каждому выявленному несоответствию.

Заключение направляется инициатором заказчику, специально уполномоченному органу, проводящему государственную экологическую экспертизу проектной документации, местным исполнительным и распорядительным органам, а также копии заключения могут направляться иным заинтересованным лицам.

При наличии замечаний, предложений и рекомендаций по намечаемой деятельности, содержащихся в заключении, заказчик готовит аргументированный ответ по всем замечаниям. Затем перед представлением на государственную экологическую экспертизу дорабатывает проектную документацию с учетом результатов и выводов общественной экологической экспертизы.

Несмотря на то, что заключение носит рекомендательный характер, оно прилагается к проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и рассматривается органом, уполномоченным ее проводить, при подготовке заключения государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза предшествует государственной экспертизе градостроительных, архитектурных и строительных проектов обоснования инвестирования в строительство или может проводиться параллельно.

Государственная экспертиза проектных решений осуществляется органами Госстройэкспертизы в соответствии с Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 08. 10. 2008 г. №1476 (в редакции от 01.06.2011 г. №687).

Градостроительные проекты, обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) в случаях, установленных законодательством, до выдачи экспертного заключения также подлежат, кроме государственной экологической экспертизы, государственной экспертизе условий труда и государственной экспертизе энергетической эффективности, а также согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Основной задачей экспертизы является установление:

- соответствия представленных материалов Закону Республики Беларусь «Об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь», природоохранному законодательству;

- наличия и анализ исходных данных на разработку проектно-сметной документации;

- полноты и достаточности разработанной документации, согласно законодательству и нормативным требованиям в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, заданию на проектирование Заказчика, архитектурно-планировочному заданию (АПЗ), техническим условиям и т.д.;

- полноты и обоснованности выданных данных на проектирование;

- наличия, уровня и эффективности прогрессивных проектных ресурсосберегающих решений и мероприятий;

- наличие обоснованных технических решений и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению загрязнения окружающей среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

- эффективности технических решений и технико-экономических показателей природоохранных мероприятий.

По результатам проведения государственной экспертизы составляется экспертное заключение, в которое одним из разделов входит экспертиза на соответствие принятых проектных решений природоохранному законодательству. Порядок оформления экспертного заключения устанавливается Государственным комитетом по стандартизации. Экспертное заключение может быть положительным или отрицательным. В случае получения отрицательного заключения заказчик обязан в установленные сроки внести все изменения и исправления в проектно-сметную документацию и повторно пройти процедуру государственной экспертизы.

Проведение строительных работ запрещается при отсутствии у заказчика положительного заключения государственной экспертизы.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 17.11.2011 г. №528 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.12.2011 г. №1677 территориальные органы Минприроды после рассмотрения проектной документации могут выдавать комплексные природоохранные разрешения природопользователям сроком от 5 до 10 лет.