logo search
учебник основы экологии

6.5.3. Инвентаризация выбросов в атмосферу

В соответствии с действующим законодательством НДВ (ВДВ) устанавливается по результатам инвентаризации выбросов в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – комплекс мероприятий, выполняемых природопользователем, включающий выявление и систематизацию сведений об источниках выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе местонахождения источников и определение качественных и количественных показателей выбросов.

Правовой основой проведения инвентаризации являются ст. 38 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и «Инструкция о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденная Постановлением Минприроды 23.06.2009 № 42.

Целью инвентаризации является получение исходных данных для:

- установления НДВ (ВДВ);

- оценки используемых технологических процессов на соответствие действующим ТНПА в области охраны окружающей среды;

- анализа соответствия величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу требованиям ТНПА;

- оценки соответствия используемых технологических процессов, техники и технологии очистки газов передовому научно-техническому уровню в стране и наилучшим доступным техническим методам;

- формирования электронных баз данных об источниках выделений загрязняющих веществ и источниках выбросов.

Природопользователи должны проводить инвентаризацию выбросов в срок не позднее, чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования для новых, модернизируемых или реконструируемых стационарных источников выбросов, а для действующих стационарных источников в сроки:

- 4 года – для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к 1 категории;

- 5 лет – для объектов II и III категории;

- 6 лет – для объектов VI категории;

- 10 лет – для объектов V категории.

Для проведения инвентаризации используются инструментальные, инструментально-расчетные и расчетные методы.

Как правило, инвентаризацию выбросов на предприятиях проводят в 4 этапа: 1-й – подготовительный; 2-й – инвентаризационное обследование; 3-й – обработка и оформление результатов обследования; 4-й – оформление акта инвентаризации.

На первом этапе необходимо: • разработать Программу работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;  • издать приказ о проведении работ по инвентаризации выбросов загрязняю-щих веществ;  • визуально обследовать все вентиляционные системы, ГОУ, выбросы от которых содержат загрязняющие вещества; • определить места расположения, размеры, координаты источников выбросов загрязняющих веществ;  • осмотреть и оценить техническое состояние вентиляционных систем, оборудования источников выбросов, газоочистных установок (ГОУ).

На втором этапе проводят: • аэродинамические испытания ГОУ и вентиляционных систем; • отбор проб выбросов и их анализ на содержание загрязняющих веществ в воздуховодах, на входе и выходе ГОУ; • определение эффективности работы ГОУ.

На третьем этапе осуществляют: • систематизацию результатов испытаний и обобщение материалов по проведенным работам; • оформление результатов испытаний вентиляционных систем и ГОУ; • определение выбросов от источников расчетным методом (в случаях предусмотренных законодательством); • разработка графического материала (ситуационная карта-схема, карта-схема источников выбросов) для каждой промышленной площадки.

На четвертом этапе оформляется Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Он оформляется в двух экземплярах на бумажном носителе в виде одной или нескольких книг, который утверждается руководителем природопользователя. Акт является основанием для подтверждения, корректировки или разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Содержание Акта инвентаризации зависит от категории опасности деятельности природопользователя. К нему прилагаются карты-схемы расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ или групп суммации, значения которых превышают в санитарно-защитной зоне значение 0,2 доли ПДК или ОБУВ с учетом фоновых концентраций этих веществ в атмосферном воздухе. В графическом материале представляются также карта-схема расположения источников выбросов на промплощадке природопользователя и ситуационная карта-схема района расположения промплощадки.

Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится по сертифицированной программе «Эколог».

Эта программа расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере реализует основные зависимости и положения «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86.

Программа позволяет по данным об источниках выбросов примесей и условий местности рассчитывать разовые (осредненные на 20-30 минутный интервал) концентрации примесей при неблагоприятных метеорологических условиях. При этом могут оцениваться как максимальные по направлениям и заданным скоростям ветра концентрации, так и значения концентраций при фиксированных значениях скорости и направления ветра.

По программе рассчитываются приземные концентрации как отдельных веществ, так и групп веществ с суммирующимся вредным действием. Суммарное количество веществ и групп суммаций в одном расчете программным путем не ограничено и зависит лишь от времени расчета и количества свободного дискового пространства, однако в каждом источнике может содержаться информация по выбросам 20 веществ.

В расчетах учитываются нагретые и холодные выбросы точечных, линейных и площадных источников.

Общее число источников выбросов не должно превышать 10000. Количество источников, одновременно участвующих в расчете по одному веществу или группе суммаций не более 1300 (1000 точечных и 300 линейных и площадных).

В качестве исходных данных по источникам выбросов используются или технические параметры: высота и диаметр устья источника, скорость, объем и температура выходящей газовоздушной смеси или рассчитанные (в соответствии с ОНД-86) характеристики рассеивания примесей от отдельных источников: максимальная концентрация, создаваемая описываемым источником – См, расстояние от источника – Хм и скорость ветра – Uм, при которых эта концентрация достигается.

Учитывается влияние рельефа на рассеивание примесей (с помощью введения поправок на рельеф для источников) и фоновая концентрация примесей, дифференцированная по скоростям и направлениям ветра и по расположению постов наблюдений за фоном. При этом программа позволяет оценить фоновое загрязнение воздуха без учета вклада указанных ей источников, что упрощает расчет загрязнения воздуха для реконструируемых предприятий, т.к. дает возможность в одном расчете оценить фоновое загрязнение с учетом их вклада после реконструкции.

В результате расчетов выдаются значения приземных концентраций в расчетных точках в мг/м и в долях ПДК. Эти значения сведены в таблицы, отображающие упорядочение точек на местности.

Выдаются также карты изолиний концентраций вредных веществ на местности в задаваемом пользователем масштабе.

Для каждой расчетной точки могут выдаваться вклады в концентрацию в этой точке от промплощадок, предприятий и источников, указанных пользователем или наибольших (до 4-х вкладов) и номера объектов, дающих эти вклады.

В настоящее время для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу все чаще используют удельные показатели эмиссии загрязнителей на единицу продукции. Для этого разработаны технические кодексы установившейся практики (ТКП), в которых приводится методика проведения расчетов с соответствующим программным обеспечением, например ТКП 17.08-01-2006 (02120) «Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт»; ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах» и др.

Это позволяет в некоторых случаях отказаться от проведения длительной и дорогостоящей инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и упро­стить процедуру получения разрешения на выброс и соответственно уплату экологического налога.

Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются региональными органами Минприроды для каждого населенного пункта, особо охраняемых территорий, иных территорий с учетом существующего фонового загрязнения атмосферы, комплексных территориальных схем развития, международных обязательств республики по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.