logo search
учебник основы экологии

6.2.3. Переработка резиносодержащих отходов

Изношенные шины представляют собой самый крупнотоннажный вид полимерсодержащих отходов, практически не подверженных естественному разложению. Общеизвестно, что мировые запасы изношенных автомобильных покрышек (ИАП) оцениваются в 25 млн т при их ежегодном приросте не менее 7 млн т. В России и СНГ ежегодный объем выбрасываемых автошин оценивается величиной более 1 млн т.

Объемы образования амортизированных шин в небольших, соизмеримых с Беларусью, странах Европы приведены в табл. 6. 1.

Таблица 6.1. Объемы образования изношенных шин в некоторых странах Европы

Страна

Количество, тыс.т/год

Голландия

45 - 60

Швейцария

50

Дания

30 - 77

Норвегия

26

Швеция

50

Финляндия

30 - 35

Австрия

40 - 46

Испания

160

В 2010 г. в Беларуси образовалось 49,8 тыс. т резиносодержащих отходов, из них 45,3 тыс. т использовано, передано или реализовано другим организациям. На конец 2010 г. в стране на территориях субъектов хозяйственной деятельности накоплено 19,4 тыс. т резиносодержащих отходов, преимущественно ИАП.

В настоящее время этот вид отходов производства и потребления складируется на территории предприятий и является существенным источником загрязнения окружающей среды.

Во-первых, несмотря на то, что шины не подвергаются биологическому разложению, по мнению ряда исследователей, из резины в местах складирования шин может вымываться целый ряд токсичных органических соединений, таких как азулен, бензотиазол, фенантрен, 2-метилбензотиазол, дефениламин и множество других, в зависимости от состава используемых при производстве автошин мягчителей, ускорителей вулканизации и других добавок. Поступление таких трудноразрушаемых веществ в окружающую среду может приводить к загрязнению подземных вод.

Во-вторых, большое скопление шин на территории предприятия создает повышенную пожарную опасность объекта. При горении шин в воздух могут поступать такие вредные продукты сгорания, как сажа, сернистый газ, пирен, фенантрен, антрацен, флуорантен, нафталин, бифенил, аценафтилен, флуорен, бензопирен и другие канцерогенные вещества.

В-третьих, при складировании изношенные шины служат идеальным местом размножения грызунов и кровососущих насекомых, которые являются переносчиками целого ряда тяжелых инфекционных заболеваний.

С другой стороны, изношенные автошины являются ценным полимерным сырьем, в каждой тонне которого содержится более 700 кг резины и 100-150 кг высококачественного металла. В свою очередь, резина содержит 45-55% каучука и 25-35% технического углерода.

Эти отходы человеческой деятельности могут быть повторно использованы для производства топлива, резинотехнических изделий и материалов строительного назначения, т.е. экономически эффективная переработка автошин позволит решить не только экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств.

В разных странах за рубежом ежегодно перерабатываются различные объемы ИАП – от 87% в Японии до 20-30% в США и большинстве стран Европы.

Для Республики Беларусь в условиях постоянного повышения цен на энергоносители замена части технологических топлив, таких, как природный газ и мазут, углеводородсодержащими отходами, в т.ч. использованными автомобильными шинами, является чрезвычайно актуальным.

В настоящее время в мировой практике применяется целый ряд технологий по переработке и утилизации отходов резины и изношенных автомобильных шин.

Эти технологии предполагают использование цельных шин для выработки энергии путем их сжигания в топках, для производства жидкого и газообразного топлива путем пиролиза, а также для получения резиновой крошки и порошка.

Изношенные шины могут применяться для устройства искусственных рифов, служащих местом обитания морской флоры и фауны. Так, например, фирмой «Гудьир» в 1970 г. у берегов Австралии был создан искусственный риф из 15 тыс. автошин. Аналогичные рифы созданы у берегов Флориды (215 тыс. шин), Новой Зеландии, Ямайки, Греции и Японии. Около 200 нерестилищ для ценных видов рыб создано из изношенных шин в Германии. Следует отметить, что при этом не указывается на загрязнение морских вод какими-либо специфическими загрязняющими веществами.

Изношенные шины также используют для защиты склонов от ветровой и водной эрозии.

Весьма интересна разработка фирмы «Органикой» (Германия), которая позволяет эффективно использовать ИАП в качестве звукоизолирующего ограждения вдоль автострад.

Однако имеющийся мировой опыт свидетельствует, что наиболее распространенными методами утилизации изношенных автошин являются: сжигание их для выработки энергии, пиролиз при относительно низких температурах с получением легкого дистиллята, использование в качестве дополнительного технологического топлива в цементных печах, а также получение резиновой крошки и порошка, применяемых для замены натурального и синтетического каучука при изготовлении полимерных смесей и строительных материалов.

Сжигание шин с целью получения энергии широко практикуется во всем мире. В западноевропейских странах (Англия, Германия, Италия) электроэнергию и теплоту из отходов резины и ИАП получают уже более четверти века.

В Беларуси сжигание ИАП в цементных печах реализовано на ОАО «Красносельскстройматериалы» и ПРУП «Белорусский цементный завод». Авторы учебного пособия участвовали в разработке технологии сжигания ИАП в цементной печи №4 ОАО «Красносельскстройматериалы» путем замены 10% по теплоте природного газа на ИАП. Для этого необходимо подавать во вращающуюся печь 964,2 кг/ч, или 23,2 т/сутки, или 8200 т/год ИАП.

Технологическая схема процесса утилизации изношенных автомобильных шин следующая: ИАП поступают автомобильным транспортом на цементный завод, складируются в специально отведенном помещении, сортируются. Затем после взвешивания ленточным транспортером ИАП подаются в специально оборудованное шлюзовое отверстие, расположенное на строго определенном расстоянии от головки горячей части вращающейся цементной печи.Согласно расчетным данным, время пребывания ИАП в печи 62,7 мин, а продолжительность нахождения газов до выхода из обреза печи составляет 7,5 с. Скорость движения газов в сечении печи – 10,78, а ИАП – 1,13 м/с. Как показали исследования, сжигание ИАП в цементных печах в рекомендуемом диапазоне не повышает экологическую опасность выбросов цементного производства.