logo search
Емоції і воля

N12. Психологічні теорі§ волі.

   К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие "воля": воля как произвольная мотивация, воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий, Воля как долженствование, Воля как особая форма психической регуляции

  -- Воля как произвольная мотивация

   И. М. Сеченов. Во-первых, он выделял моральный компонент воли. Во-вторых, подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли.

   Г.И. Челпанов (1897,1926) выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие.

   К.Н. Корнилов прочеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив.

   Л.С. Выготский выделял в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

   Многие ученые рассматривали и рассматривают механизм мотивации как волевой.

   Можно выделить три направления в рассмотрении этого вопроса:

   1. практически отождествляет мотивацию и волю, тем самым, по существу, отрицая последнюю;

   2. не отождествляет мотивацию и волю, хотя и не отвергает наличия тесной связи между ними;

   3. вообще ставит под сомнение связь воли с мотивацией.

   Таким образом, проблема воли не сводится только к проблеме мотивации, но, по мнению ряда авторов, имеет и самостоятельное значение.

  -- Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей

   Многие психологи понимают волю только как психологический механизм, способствующий преодолеванию препятствий. П.В.Симонов рассматривает волю как потребность преодолевания препятствий. Он полагает, что филогенетической предпосылкой волевого поведения является "рефлекс свободы", описанный И.П. Павловым. "Рефлекс свободы" - это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом.

   У человека, по сравнению с животными, взаимоотношения между реакцией на препятствия и первичным мотивом усложняются. У человека могут быть не только внешние, но и внутренние препятствия, "Внутренние помехи" в виде конкурирующей потребности. Тогда доминирование одного из альтернативных побуждений будет определяться не только их относительной силой, но и возникновением специфической активности для преодолевания субдоминантного побуждения.

  -- Воля как долженствование

   Волю они рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью.

   По мнению Д.Н. Узнадзе, механизмы воли таковы, что источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совершенно иное, иногда даже противоречащее потребности.

   Ш.Н.Чхартишвили разделяет мнение Узнадзе. Больше того, он считает признаком воли и сознательный характер поведения. Волю он рассматривает только как механизм преодоления трудностей, а долженствование - как только нравственную позицию личности, противопоставляемую им биологическим потребностям, которые человек должен часто тормозить, чтобы проявить моральный компонент вои и свою общественную сущность.

  -- Воля как особая форма психической регуляции

   Одним из первых исследователей, обративших внимание на волю как особую форму психической регуляции поведения, был и М.Я. Басов. Воля понималась им как психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции, прилаживая, их друг другу и перестраивая в соответствии с решаемой задачей. Воля лишена способности, порождать действия и мысли, она только регулирует их, полагал Басов.

   Р. Мэй ( R. May 1974) характеризует волю как категорию, определяющую способность личности организовывать свое поведение таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания воля подразумевает возможность выбора, несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самопознания.

   В.К. Калин специфику воли видит в регуляции человеком собственных психических процессов. В воле отражается активность человека, направленная не на внешний мир или на других людей, а на самого себя.