logo search
ЭколКульт1 / EKOLOGIY

Основные этапы развития биосферы Земли

Реальная шкала времени, лет назад

"Годовая" шкала времени

Этапы эволюции

4,0 млрд.

1 января

Образование органических молекул

3,7 млрд.

1 февраля

Первые бактерии

3,3 млрд.

1 марта

Бактериальные колонии

3,0 млрд.

1 апреля

Нитчатые фотосинтезирующие бактерии

3,0 – 2,6 млрд.

апрель

Рост разнообразия бактерий

2,0 млрд.

1 июля

Высокое разнообразие бактерий, развитие сложноорганизованных клеток

1,4 млрд.

1 сентября

Первые сложные клетки, характерные для животных и высших растений

1,4 – 0,7 млрд.

сентябрь – октябрь

Быстрый рост разнообразия жизненных форм в морях, появление всех типов беспозвоночных

700 млн. – 300 млн.

ноябрь

Развитие позвоночных

500 млн. – 400 млн.

10 – 20 ноября

Первые челюстноротые рыбы, "век рыб"

400 млн. – 300 млн.

20 – 30 ноября

"Век амфибий", начало освоения суши

300 млн. – 60 млн.

1 декабря – 20 декабря

"Век динозавров"

200 млн.

15 декабря

Первые млекопитающие

60 млн.

20 декабря

Начало господства млекопитающих и птиц

6,5 млн.

31 декабря, 10 часов

Начало эволюции человека

3,0 млн.

31 декабря, 16 часов

Первый человек

40 тыс.

31 декабря, 23 часа 52 минуты

Человек разумный (homo sapiens)

10 тыс.

31 декабря, 23 часа 58 минут

Начало развития сельского хозяйства

300

31 декабря, 23 часа 59 минут 58 секунд

Начало промышленной и научно-технической революций

Отношения человека и природы не оставались неизменными на протяжении развития цивилизации. Для первобытных обществ характерным было мифологизированное отношение к природе, воспринимаемой как живое существо, одухотворенное и одушевленное. Первобытные люди ощущали себя в родстве с различными животными и растениями (тотемами), иногда даже – с природными явлениями. По утверждению немецкого философа Э.Кассирера именно чувство единства с природой – самый мощный импульс мифологического мышления.

Постепенно отношение человека к природе менялось. В христианстве уже прослеживаются два подхода: одни мыслители (Франциск Ассизский, Сергий Радонежский и др.) прославляли природу как творение Бога, другие считали, что человек – "венец творения", а природа находится в подчиненном ему положении (вспомним слова тургеневского героя Базарова: "Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Великие географические открытия, промышленная и научно-техническая революции усилили вторую тенденцию в общественном сознании: природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологические проблемы – как преодолимые. К середине XX века взаимоотношения человека и природы приобрели характер антропогенного экоцида – разрушения людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования, поскольку состояние окружающей природной среды является одним из четырех факторов, от которых зависит здоровье человека ("вес" этого фактора оценивается приблизительно в 20 %, остальные три фактора – это наследственность (20 %), образ жизни (50 %) и уровень здравоохранения (10 %)). Экологические проблемы возникли из-за антиэкологического характера общества, в конечном счете, – всего человечества; создавшаяся ситуация вполне могла быть охарактеризована словами Ф.Ницше: "Безумие единиц – исключение, а безумие групп, партий, народов, времен – правило".

Осознание опасности такого пути развития человеческой цивилизации породило целый спектр стратегий дальнейшего развития: от провозглашения главной целью защиту биосферы даже ценой гибели человечества, поскольку сохраненная биосфера создаст затем другие, более совершенные виды, до полной замены биосферы искусственной средой, якобы лучше удовлетворяющей все потребности человека. Отметим, что, несмотря на кажущуюся полярность, обе крайние стратегии приведут к одному и тому же результату – исчезновению человечества с лица Земли.

Фундаментальное значение для выработки оптимальной стратегии взаимоотношений человека и природы имеет учение великого русского ученого В.И.Вернадского оноосфере(термин "ноосфера" – область, сфера разума – был введен в обращение в 1927 году французскими философом Э.Леруа и палеонтологом и теологом П.Тейяром де Шарденом). В начале 20-х годов нашего века В.И.Вернадский пришел к мысли, что изменение природы человеком становится явлением геологического масштаба: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера". Развитие человеческой цивилизации В.И.Вернадский рассматривал как закономерный этап развития биосферы: "Жизнь не является … внешним случайным явлением земной поверхности. Она теснейшим образом связана со строением земной коры, входит в ее механизм и в этом механизме исполняет величайшей важности функции, без которых она не могла бы существовать". А также: "Цивилизация культурного человечества – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, сложившейся организованности биосферы". Человек – естественный компонент биосферы, возникший в результате ее эволюции и подчиняющийся ее законам. В то же время, своей разумной деятельностью человек многократно усиливает планетарную функцию живого вещества, что неизбежно приводит к постепенной трансформации биосферы в "мыслящую оболочку", сферу разума – ноосферу.

Естественно возникает вопрос об оптимальной стратегии движения человечества к ноосфере.

По мнению академика Н.Н.Моисеева, такой стратегией являетсякоэволюция, т.е. совместная, взаимосвязанная эволюция человеческого общества и биосферы, выражающаяся в согласовании "стратегии природы" и "стратегии разума".

Однако в силу того, что реально возможные темпы эволюции биосферы и человеческого общества различаются на много порядков (таблица 1.1), фактически речь может идти только об изменении поведения общества по отношению к природе, подчинении общества экологическому императиву.

В 1983 году была создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию. В 1987 году Комиссия опубликовала доклад "Наше общее будущее", в котором решение экологических проблем было тесно связано с решением проблем социальных, экономических и политических и была сформулирована стратегия движения к ноосфере – концепция устойчивого развития.

В соответствии с докладом:"Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности".

Американский ученый Д.Медоуз конкретизировал это определение, сформулировав требования, которым должно отвечать устойчивое развитие:

По мнению бывшего вице-президента США А.Гора этот перечень должен включать следующие требования:

Весьма своеобразно выразил концепцию устойчивого развития американский экономист Л.Туроу: "Если все население Земли будет обладать производительностью труда Швейцарии, стандартом потребления в Китае, социальным выравниванием Швеции и дисциплиной Японии, то планета сможет выдержать во много раз большее население, чем сегодня". Но "если производительность будет такой же, как в Чаде, а стандарты потребления, как в США, социальное и классовое сознание, как в Индии, и общественная дисциплина, как в Аргентине, трудно будет выдержать и при современной численности населения".

Следует отметить еще одно обстоятельство. В докладе Национальной академии наук США (1987 год) говорится: "Не недостаток экологической информации приводит к отрицательному воздействию на окружающую среду, а неправильное применение этой информации".

Перспективу на пути к устойчивому развитию открывает обширная программа "Повестка дня на XXI век", принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро (см. Приложение 3). В Конференции приняли участие представители 179 государств (в основном главы государств и правительств), а также представители ООН, международных и многочисленных неправительственных организаций.

Хотя экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают интересы каждой страны в мире, можно выделить группу стран, так называемых экологических "тяжеловесов", ситуация в которых в наибольшей степени влияет на экологическое состояние планеты в целом и отражает основные экологические тенденции в современном мире. Это Бразилия, Германия, Индия, Индонезия, Китай, Россия, США и Япония. Данные, приведенные в таблице 1.2, позволяют понять, почему выделены именно эти восемь стран.

Таблица 1.2