logo
ЭколКульт1 / EKOLOGIY

2.3.1. Гомотипические реакции

Гомотипические реакции– это взаимодействия между особями одного вида.

Из гомотипических реакций экологическое значение имеют эффект группы, эффект массы и внутривидовая конкуренция.

Эффект группы– это влияние группы как таковой и числа особей в группе на поведение, физиологию, развитие и размножение особей, вызванное восприятием присутствия особей своего вида через органы чувств. Многие виды животных могут нормально существовать, только объединившись в большие группы. Так, бакланы лучше всего существуют в колониях, которые насчитывают до 10000 особей, для выживания африканских слонов в стаде должно быть не менее 25 особей, а наиболее продуктивными стадами северных оленей являются стада в 300 – 400 голов. Жизнь в группе облегчает поиск и добывание корма, защиту от врагов. Вне группы у некоторых животных резко снижается плодовитость. Так, самки голубей некоторых пород не откладывают яйца, если не видят других птиц. При этом, чтобы стимулировать у самки яйцекладку, достаточно поставить перед ней зеркало. Напротив, у животных, ведущих одиночный образ жизни, принудительное помещение в группу приводит к значительным отклонениям многих физиологических показателей.

Эффект массы– это изменения, происходящие при чрезмерном увеличении численности особей и плотности популяции. Как правило, эффект массы отрицательно сказывается на плодовитости, скорости роста, длительности жизни животных.

Чаще всего эффект группы и эффект массы проявляются в природе совместно, что позволило сформулировать следующий общий принцип:"Для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции" (принцип Олли).

Внутривидовая конкуренциязаключается в борьбе между особями одного вида за пищу, территорию и т.д. Как и для любой другой конкуренции, здесь справедливо правило: чем больше совпадают потребности конкурентов, тем острее конкуренция.