logo
ЭколКульт1 / EKOLOGIY

Влияние режима работы двигателя автомобиля на состав выхлопных газов

Компонент выхлопных газов

Содержание компонента, %

Холостой ход

Постоянная скорость

Разгон от 0 до 40 км/ч

Торможение от 40 до 0 км/ч

CO

0,5 – 8,5

0,3 – 3,5

2,5 – 5,0

1,8 – 4,5

Углеводороды

0,03 – 0,12

0,02 – 0,06

0,12 – 0,17

0,23 – 0,44

Оксиды азота

0,005 – 0,0010

0,10 – 0,20

0,12 – 0,19

0,003 – 0,005

Значительно (в 10 раз) снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу перевод автотранспорта на газовое топливо (сжатый природный газ). Широкому внедрению автомобилей на газовом топливе мешали три серьезных недостатка газовых двигателей по сравнению с бензиновыми: необходимость установки тяжелых (62 – 92 кг) баллонов с газом, что снижало полезную грузоподъемность, уменьшение мощности двигателя на 15 – 20 % и повышенная опасность пожаров из-за утечек газа. Однако сейчас эти три проблемы удалось в основном решить. Переход на пластиковые и металлопластиковые баллоны позволил снизить их вес в 2 – 3 раза с увеличением емкости до 200 – 500 л вместо прежних 50, электронные системы управления подачи газа в цилиндры повысили мощность двигателя, а совершенствование конструкции двигателя и установка миниатюрных контрольных датчиков значительно повысили пожаро- и взрывобезопасность. Программы перевода части автотранспорта на газовое топливо приняты в России, США, Японии, Великобритании, Аргентине, Австралии.

Большие надежды связываются также с электромобилями, являющимися экологически чистым видом транспорта. Основным препятствием на пути широкого внедрения электромобилей был малый пробег между подзарядками (около 150 км), большое время подзарядки и достаточно быстрый саморазряд. Совершенствование конструкции электродвигателей и аккумуляторных батарей позволило значительно улучшить эти параметры: пробег между подзарядками – до 250 км (рекорд – более 600 км), время зарядки до 80 % емкости – 10 мин, саморазряд – 50 % емкости за месяц. Все это позволяет рассматривать электромобили как реальную альтернативу традиционным видам транспорта. Подобные программы уже приняты в Великобритании, США, Франции, Японии, Швейцарии.

Уменьшению опасности образования смога способствует также использование достаточно высоких дымовых труб для преодоления слоя термической инверсии, хотя это, очевидно, не решает проблему загрязнения в целом и приводит к увеличению загрязнения на подветренных по отношению к предприятиям-загрязнителям территориях. Более эффективно использование специальных технологий для уменьшения загрязнения оксидами азота при сжигании ископаемого топлива на промышленных предприятиях: