logo
ЭколКульт1 / EKOLOGIY

Наводнения в Санкт-Петербурге в 1703 – 1994 годах

Подъем воды, см

Количество наводнений

160 – 169

89

170 – 179

54

180 – 189

34

190 – 199

24

200 – 209

23

210 – 219

20

220 – 229

11

230 – 239

13

240 – 249

10

250 – 259

5

260 – 269

3

270 – 279

2

280 – 289

3

290 – 299

1

300 – 309

0

310 – 319

0

320 – 329

1

330 – 339

0

340 – 349

0

350 – 359

0

360 – 369

0

370 – 379

0

380 – 389

1

390 – 399

0

400 – 409

0

410 – 419

1

Крупные наводнения приводили к жертвам, наносили значительный материальный урон (вспомним поэму А.С.Пушкина "Медный всадник", в которой описано наводнение 1824 года). Поэтому уже при Петре I стали приниматься меры по борьбе с наводнениями и приносимым ими бедами: определены отметки полов строившихся культовых и светских зданий, началось рытье каналов, призванных отвести избыток воды и т.д. Однако, как показали дальнейшие события и начатые исследования, виновницей наводнений является совсем не Нева. Морские наводнения возникают в результате метеорологических и гидрологических процессов, действующих в Балтийском море. Они связаны с нарушением равновесия водных масс при прохождении над ними циклонов и образованием так называемой "длинной волны". В сочетании с ветровым нагоном она вызывает кратковременные резкие подъемы воды и заставляет Неву течь вспять, затопляя острова дельты.

Все проекты защиты города от наводнений, выполненные до начала XX века, делятся на три группы. К первой группе относятся проекты по ограждению затопляемых частей города дамбами и поднятию его территорий за счет подсыпки грунта. Вторая группа объединяет проекты, в которых причина наводнений объяснялась притоком воды со стороны Ладожского озера, и предполагалось с помощью системы каналов распределить эту воду на значительную сливную площадь. Наконец, третью группу составляют проекты, целью которых является создание преграды со стороны моря.

Вновь к проблеме защиты города от наводнений серьезно вернулись в период разработки Генерального плана развития Ленинграда на 1966 – 1985 годы. Было принято решение о строительстве дамбы со стороны Финского залива. Уже на этапе обсуждения проекта многими учеными высказывались опасения о возможных негативных экологических последствиях такого решения. Предлагались альтернативные варианты, в том числе, направленные не на предотвращение наводнений, а на максимальную защиту от них и минимизацию наносимого урона. Рядом специалистов высказывалось утверждение, что периодические наводнения являются естественным механизмом самоочищения дельты Невы и Невской губы от наносов. Другие, напротив, не считали этот фактор сколь либо значимым, наоборот, утверждали, что наводнения приносят с "длинной волной" взвешенные частицы и растворенные загрязняющие вещества, смывают загрязнения с берегов, с территории города, нарушая к тому же работу сетей канализации. Однако экологические и, в какой-то степени, экономические интересы оказались на втором плане по отношению к вопросам политическим, идеологическим, ведомственным, а иногда и чисто субъективным интересам. Объективному обсуждению проекта мешало и отсутствие в стране гласности, независимых общественных и природоохранных организаций. В результате 19 августа 1979 года газеты сообщили о принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановлении "О строительстве сооружений защиты г.Ленинграда от наводнений".

Проект предусматривал строительство комплекса сооружений по трассе "поселок Горская – остров Котлин – станция Бронка" на границе Невской губы и Финского залива длиной 25,4 км, из которых 22,2 км – по акватории. Комплекс включал в себя 11 каменно-земляных дамб длиной от 1227,2 до 3066,2 м и высотой 8 м, сооружаемых из местных строительных материалов. Ширина дамбы позволяет проложить по ней скоростную автомобильную дорогу первой категории на шесть полос движения.

В дамбе предусмотрено два судопропускных сооружения, расположенных в районах существующих фарватеров и включающих в себя судоходные пролеты: в южном створе – шириной 200 м для прохода морских судов водоизмещением до 100000 т в течение всего года и в северном створе – шириной 110 м для прохода судов водоизмещением не более 4000 т только в период навигации. Судопропускные пролеты в период наводнений перекрываются плавучими затворами – батопортами, которые в остальное время находятся в доковых камерах.

Кроме того, в дамбе предусмотрено 6 водопропускных сооружений: два – в южном створе и четыре – в северном. Скомпонованы водопропускные сооружения из секций с отверстиями шириной 24 м. В двух прибрежных сооружениях таких секций – по 12, а в остальных четырех – по 10. Общее число секций, таким образом, составляет 64. Секции оборудованы 280-тонными сегментными металлическими затворами, которые в обычных условиях подняты, находятся на подхватах и при угрозе наводнения по сигналу центрального пульта за 30 минут перекрывают отверстия.

Таким образом, суммарная длина всех отверстий составляет 1846 м или 8,3 % от общей протяженности дамбы по акватории (22,2 км). Проектная суммарная площадь всех отверстий составляет 9610 м2, что в 1,5 раза превышает сумму сечений всех рукавов дельты Невы. Защитные сооружения более чем в 3 раза сокращают площадь створа на примыкании Невской губы к восточной части Финского залива, которая в естественных условиях превышает 30000 м2.

Помимо защиты от наводнений, дамба позволит создать вокруг Санкт-Петербурга транзитную кольцевую магистраль, что избавит город от 30000 единиц транзитного автотранспорта в сутки и благотворно скажется на состоянии воздушного бассейна в городе и снижении уровня шума на городских магистралях. Значительно улучшится связь между северной курортной зоной и южными парками-заповедниками, что уменьшит пассажиропоток через Санкт-Петербург. Наконец, город Кронштадт получит надежную связь с материком.

По утверждению авторов проекта, который выполнялся в Ленинградском отделении института "Гидропроект" им.С.Я.Жука, строительство комплекса защитных сооружений не должно было привести к нарушению механизмов естественного обновления воды в Невской губе, гидрологического режима в целом, а также общего баланса наносов.

Однако действительность оказалась несколько иной. Результаты многолетних наблюдений показывают, что экологическое состояние Невской губы весьма неблагоприятно и продолжает ухудшаться.

Прежде всего, отмечаются достаточно интенсивные процессы эвтрофизации, выражающиеся в бурном размножении сине-зеленых водорослей в летне-осенний период. Процессы эвтрофизации связаны с поступлением в воды Невской губы большого количества биогенов. Только с водами Невы в Невскую губу поступает около 9000 т фосфора и 100000 т азота (без учета промышленной и сельскохозяйственной нагрузки, расположенной на водосборе реки Невы). По расчетам проектировщиков описанные явления носят временный характер и связаны с неполной (в 1988 году – только на 72 %) биологической очисткой стоков Санкт-Петербурга. Наблюдаются резкие колебания коли-индекса с превышением нормы в сотни тысяч раз (коли-индекс – количество бактерий группы кишечной палочки, содержащееся в 1 мл воды, например, для родников и колодцев коли-индекс должен быть не более 10 кишечных палочек на 1 л воды); патогенные микроорганизмы (сальмонеллы, вызывающие у человека сальмонеллез, брюшной тиф, паратиф) обнаружены во всех без исключения пробах воды, взятых в северной части губы.

Ежегодно Нева выносит в Невскую губу около 250000 м3песка и ила, которые рассеиваются на площади около 330 км2. В Невской губе существует естественное движение донных масс песка и ила в направлении против часовой стрелки: песок движется от входа в залив, достигает его восточной части, затем совершает поворот почти на 180, движется вдоль северной части губы и выходит из нее через северный створ. По мнению ряда специалистов, механизм разворота больших масс наносов связан с периодическим нагоном воды в восточную часть Невской губы при наводнениях. Создание комплекса защитных сооружений нарушило этот естественный механизм. Стало наблюдаться обмеление и без того мелководной Невской губы. Промеры глубин, проведенные в 1987 – 1988 годах, показали, что глубина залива у берега в районах Ломоносова, Соснового Бора, Петродворца уменьшилась за три года на 40 – 80 см. Глубины в средней части Невской губы уменьшились в среднем почти на 1 м за шесть лет. С изменением баланса наносов связывают и отступание береговой линии в северной части залива: более 70 % береговой линии в курортной зоне Санкт-Петербурга отступает со скоростью, превышающей 10 см/год, а около 20 % песчано-глинистых берегов – со скоростью более 1 м/год. Отмечено значительное повышение концентраций загрязняющих веществ в донных отложениях, так, например, концентрация меди в донных отложениях в районах Лахты и Стрельны превышала ПДК в 25 раз.

Все эти негативные явления привели к закрытию пляжей в Лахте и в Лисьем Носу, значительно ухудшили экологическую обстановку на побережье таких курортов, как Сестрорецк, Солнечное, Репино, Комарово.

В целом загрязненность воды в Невской губе характеризуется, как умеренно-загрязненная в западной части (III класс чистоты) и загрязненная – в восточной части (IV класс чистоты). Сторонники комплекса защитных сооружений видят причину экологических проблем Невской губы исключительно в том, что значительно возросло количество загрязнений, поступающих в нее со стоками Санкт-Петербурга (в 1990 году около 90 % стоков характеризовалось как "загрязненные"). Противники комплекса, напротив, во всех бедах винят в основном дамбу. Дискуссия продолжается до сих пор, и, к сожалению, амбиции ее участников иногда мешают объективному рассмотрению вопроса.

В любом случае для улучшения экологического состояния Невской губы неотложным является решение двух вопросов: увеличение числа водопропускных отверстий и полная (и биологическая, и химическая) очистка стоков.