Шумовое загрязнение
Шумовое воздействие | Интенсивность шума, дБ | Эффект продолжительного воздействия |
| 180 | Смертельно |
Выстрел из артиллерийского орудия на очень близком расстоянии | 170 |
|
Выстрел из винтовки на очень близком расстоянии | 160 |
|
Реактивный двигатель при взлете на расстоянии 25 м | 150 | Разрыв барабанных перепонок |
Палуба авианосца | 140 |
|
Взлет транспортного самолета на расстоянии 100 м, наушники при максимальной громкости, удар грома | 130 | Болевой порог |
Удар грома, ткацкий станок, реактивный двигатель при взлете на расстоянии 160 м, сирена на близком расстоянии, цепная пила, концерт рок-музыки | 120 |
|
Концерт рок-музыки, сталепрокатный завод, клепка, автомобильный гудок на расстоянии 1 м | 110 | "Шумовое опьянение" |
Метро, реактивный двигатель при взлете на расстоянии 305 м, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл на расстоянии 8 м, тяжелый грузовик, трактор, полиграфическое предприятие, отбойный молоток | 100 | Серьезная угроза для слуха |
Отбойный молоток, оживленная городская улица, дизельный грузовик, хлопкопрядильная машина, миксер | 90 | Угроза для слуха |
Миксер, стиральная машина, товарный поезд на расстоянии 15 м, посудомоечная машина | 80 | Возможна угроза для слуха |
Скоростная автомагистраль на расстоянии 15 м, пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор, работающий с умеренной громкостью | 70 | Раздражающее действие |
Салон автомобиля, разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц, машбюро | 60 | Интенсивное воздействие |
Спокойный пригород в дневное время, разговор в жилой комнате | 50 | Слабое воздействие на слух |
Библиотека, тихий музыкальный фон | 40 |
|
Спокойная сельская местность в ночное время | 30 |
|
Шепот на расстоянии 1 м, спокойный морской прибой, шелест листьев | 20 | Очень слабое воздействие |
Шелест листьев, слабый шепот на расстоянии 1,5 м, дыхание | 10 |
|
Зимний лес в безветренную погоду | 0 | Порог слышимости |
Различают следующие градации действия шума:
мешающее действие (начиная с уровня 25 дБ и выше), которое растет с увеличением громкости, не зависит от индивидуальной чувствительности и от конкретной ситуации, а также может быть связано с информацией, которую несет шум;
активация, т.е. возбуждение центральной и вегетативной нервной системы, нарушение сна, способности расслабляться;
ухудшение работоспособности;
помехи для передачи информации и нарушение общей ориентации в звуковой среде;
возникновение заболеваний.
Реакция на шум сильно зависит от особенностей личности, возраста, пола, состояния здоровья, профессии. Воздействие шума высокой интенсивности изучено в настоящее время достаточно хорошо, значительно меньше изучено влияние шума средней интенсивности, а именно ему подвергается большинство населения.
Наиболее чувствительны к шуму люди старших возрастов: в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46 % процентов людей, в возрасте 28 – 37 лет – 57 %, в возрасте 38 – 57 лет – 62 %, а в возрасте 58 лет и старше – 72 %.
В зависимости от времени воздействия шум может приводить к более или менее сильному стрессу, который нарушает наши внутренние "часы".
Постоянное воздействие шума может вызвать глухоту. Обследование студентов, поступающих в университет Теннесси, например, показало, что 60 % из них имеют значительные потери слуха в области высоких частот, соответствующие потерям, характерным для шестидесятилетних людей. Исследователи связывают это с тем, что большая часть молодых людей практически непрерывно (через стереопроигрыватели или плейеры) слушает музыку на большой громкости.
Шум заметно воздействует на нервную систему, желудочно-кишечный тракт, кровяное давление, вызывает головокружение, головную боль. Опасные последствия шума выражаются в гипертонусе мускулатуры, увеличении уровня холестерина, мигрени, язвенной болезни желудка, функциональных расстройствах эндокринной и сердечно-сосудистой систем, зрительного и вестибулярного анализаторов, снижении рефлекторной деятельности. Шум часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Весьма опасен для человека инфразвук, оказывающий влияние на психическую сферу человека. При воздействии инфразвука подавляются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Ряд ученых связывает большую частоту нервных заболеваний у городских жителей по сравнению с сельскими именно с воздействием инфразвука. Заметим, что некоторые ученые именно с инфразвуком и вызванной им паникой связывают появление "летучих голландцев" – вполне надежных и исправных кораблей, брошенных экипажем: при определенном соотношении скорости ветра и состояния волнения на море (высота волн и расстояние между ними) в потоке воздуха возможно образование инфразвуковых колебаний.
Однако полная тишина также оказывает на человека пугающее и угнетающее действие. Так, например, при проектировании здания конструкторского бюро в Ганновере архитекторы предусмотрели все меры, чтобы ни один посторонний звук с улицы не проникал в здание: рамы с тройным остеклением, звукоизоляционные панели из ячеистого бетона, специальные пластмассовые обои, гасящие звук. Через неделю сотрудники бюро стали жаловаться на то, что они не могут работать в условиях полной тишины. Администрации пришлось купить магнитофон, который время от времени включался и создавал эффект "тихого уличного шума". В Японии продаются подушки, в которые вмонтирован аппарат, имитирующий звуки дождевых капель, падающих в ритме человеческого пульса. Такой шум быстро вызывает сон. Ученые Кембриджского университета (Англия) установили, что звуки определенной интенсивности и частоты стимулируют процесс мышления и особенно процесс счета.
Шумовое загрязнение в городах обусловлено в первую очередь городским транспортом (до 80 %). Свой вклад вносят также железные дороги, гул самолетов, шум строительной техники, заводских цехов и даже бытовой техники. Уже сейчас на главных магистралях большого города уровень шума превышает 90 дБ и имеет тенденцию к увеличению на 0,5 дБ ежегодно (при установленной в России норме в 55 дБ в дневное время и в 45 дБ в ночное время для районов жилой застройки и в 65 дБ на транспортных магистралях). Значительный вклад в шумовое загрязнение вносят железнодорожные магистрали. На расстоянии 100 м от главных железнодорожных магистралей (санитарно-защитная зона) уровень шума составляет 60 – 64 дБ. При изменении расстояния в 2 раза уровень шума изменяется на 6 дБ. Наибольшие уровни шума в окрестностях аэропортов возникают при взлете самолетов. Так, при взлете наиболее шумных самолетов, например, ИЛ-86 или АН-22, на расстоянии 10 км от взлетно-посадочной полосы в направлении ее оси уровни шума достигают 71 – 76 дБ, а в перпендикулярном направлении – примерно на 35 дБ меньше. При изменении расстояния в 2 раза уровень шума изменяется примерно на 12 дБ.
Борьба с шумом в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей или посадка деревьев, снижающих уровень шума на дорогах. Эти способы могут быть применены при проектировании и создании новых районов (разумеется, основным здесь является рациональная планировка). В центральных районах наиболее перспективными решениями проблемы шума являются снижение собственных шумов транспортных средств и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов, тройного остекления окон.
Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации во многих городских районах, главным источником которой является городской транспорт (особенно рельсовый). Проблема вибрации изучена еще недостаточно хорошо, однако уже ясно, что вибрация, как и шум, воздействует на центральную нервную систему, желудочно-кишечный тракт, кровяное давление, вызывает головокружение, онемение конечностей, заболевания суставов и сосудов. Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, поэтому во многих городах с целью сохранения архитектурных памятников из исторического центра полностью убраны трамваи. Вибрация может влиять на наиболее точные технологические процессы, ограничивая или делая невозможным их использование на городских предприятиях.
- 1.1. Предмет и структура экологии
- 1.2. Специфические особенности экологии
- 1.3. Развитие и устойчивость
- Основные этапы развития биосферы Земли
- Страны – экологические "тяжеловесы"
- 2.1. Определение и структура экосистем
- 2.2. Биота
- 2.3. Биотические факторы
- 2.3.1. Гомотипические реакции
- 2.3.2. Гетеротипические реакции
- Виды гетеротипических реакций
- 2.4. Принцип Гаузе
- 2.5. Абиотический компонент
- 2.5.1. Свет
- 2.5.2. Температура, атмосферное давление, влажность, атмосферные осадки и климат
- 2.5.3. Соленость и кислотность
- 2.5.4. Биологические ритмы
- 2.5.5. Геопатогенные зоны
- 2.6. Закон лимитирующих факторов
- 3.1. Гомеостаз
- 3.2. Обмен веществом, энергией, информацией
- 3.3. Основные принципы функционирования экосистем
- 3.3.1. Первый принцип
- 3.3.2. Второй принцип
- 3.3.3. Третий принцип
- 3.4. Устойчивость экосистем
- 3.4.1. Равновесие популяций
- 3.4.2. Механизмы популяционного равновесия
- 3.5. Математические модели популяционной динамики
- 3.6. "Гипотеза Геи"
- 4.1. Экологические сукцессии
- 4.2. Эволюционная сукцессия
- 4.2.1. Некоторые генетические положения
- 4.2.2. Эволюционная сукцессия
- 4.3. Влияние человека на видовое разнообразие
- Причины исчезновения видов
- Причины, угрожающие существованию видов
- Распределение сохранившихся естественных ландшафтов в различных регионах мира
- Охраняемые территории и исчезающие виды для стран – экологических "тяжеловесов" (1990-е годы)
- 4.4. Интродукция видов
- 5.1. Связь между экологией и демографическими проблемами
- Распределение населения и мирового богатства
- Распределение мирового потребления
- 5.2. Основные показатели демографической ситуации
- Демографические данные по отдельным регионам и странам за 1988 год
- Динамика демографических процессов в России
- Коэффициент детской смертности и средняя продолжительность жизни
- Десять крупнейших государств мира и прогноз численности их населения в 2100 году
- 5.3. Причины демографического взрыва
- 5.4. Причины различий демографической ситуации в разных странах
- Демографическая ситуация в странах – экологических "тяжеловесах"
- 5.5. Пути решения проблемы народонаселения
- 5.5.1. Повышение уровня жизни
- 5.5.2. Крупномасштабные проекты и адекватная технология
- 5.5.3. Снижение рождаемости
- 6.1. Ресурсы, отходы, загрязнение
- Антропогенное воздействие на биосферу
- 6.2. Почва
- 6.2.1. Основные свойства почвы
- Взаимоотношения между механическим составом почвы и ее физическими и химическими свойствами
- 6.2.2. Потери почвы
- Распределение земельного фонда России по целевому назначению
- Скорость эрозии почв
- Опустыненные земли засушливых регионов
- Орошаемые земли, опустыненные вследствие засоления
- 6.2.3. Предупреждение потерь почвы
- 6.3. Вода
- Содержание воды в растительных и животных организмах
- 6.3.1. Основные свойства воды как среды жизни
- 6.3.2. Круговорот воды
- Скорость водообмена
- 6.3.3. Влияние человека на круговорот воды
- Потребление пресной воды для производства 1 тонны продукции
- 6.3.4. Сохранение и возобновление водных ресурсов
- 6.4. Воздух
- Химический состав сухого воздуха
- 7.1. История вопроса, топливно-энергетический баланс и классификация энергетических ресурсов
- Среднее ежедневное потребление энергии на душу населения на разных стадиях развития цивилизации
- Методы получения электроэнергии в сша в 1987 году
- Структура мирового потребления топливно-энергетических ресурсов
- 7.2. Ископаемое топливо
- 7.3. Энергия воды и ветра
- 4. Атомная энергия
- 7.4.1. Масштабы и характеристика ядерной энергетики
- Действующие энергоблоки аэс России
- Наиболее распространенные изотопы, образующиеся в ядерном реакторе
- 7.4.2. Проблема безопасности аэс
- 7.4.3. Реакторы-размножители и другие направления ядерной энергетики
- 7.5. Энергоэффективность и рентабельность
- Классификация качества различных видов энергии
- Энергоэффективность различных способов отопления помещений
- Коэффициенты рентабельности для различных энергетических систем
- 7.6. Альтернативные источники энергии
- 8.1. Экологическое нормирование качества окружающей среды
- 8.2. Вредители и загрязнение пестицидами
- 8.2.1. Вредители
- 8.2.2. Пестициды как средство борьбы с вредителями
- 8.2.3. Экологические методы борьбы с вредителями
- 8.3. Загрязнение синтетическими органическими соединениями
- Влияние синтетических органических веществ на здоровье человека
- 8.4. Загрязнение тяжелыми металлами
- Поступление тяжелых металлов в организм человека с пищей за сутки
- 8.5. Загрязнение водоемов биогенами и эвтрофизация
- 8.6. Загрязнение нефтью
- 8.7. Загрязнение атмосферы
- 8.7.1. Смог
- Влияние режима работы двигателя автомобиля на состав выхлопных газов
- 8.7.2. Кислотные осадки
- 8.7.3. Разрушение озонового слоя
- 8.7.4. Парниковый эффект
- Выбросы углерода от сжигания ископаемых видов топлива странами – экологическими "тяжеловесами" в 1995 году
- 8.8. Тепловое загрязнение
- 8.9. Сброс отходов в Мировой океан (дампинг)
- 8.10. Экономика загрязнения и риск
- 9.1. Предмет изучения и этапы развития
- 9.2. Основные характеристики воздействия ионизирующего излучения на организмы и единицы их измерения
- Периоды полураспада некоторых радиоактивных изотопов
- Значения взвешенных коэффициентов wтк для различных тканей и органов человека
- 9.3. Воздействие ионизирующего излучения на организмы
- Коэффициенты концентрирования некоторых радионуклидов для пресноводных организмов
- Полулетальная доза облучения для различных живых организмов
- Допустимые уровни облучения человека
- Допустимые уровни облучения, установленные для военного времени для военнослужащих
- Степени лучевой болезни
- Некоторые уровни облучения
- 9.4. Радиоэкология популяций и сообществ
- 9.5. Радиационный фон
- 9.5.1. Естественный радиационный фон
- Средняя удельная радиоактивность строительных материалов
- Предельно-допустимые значения мощности эквивалентной дозы облучения
- Предельно-допустимое содержание радиоактивных изотопов в продуктах питания
- 9.5.2. Искусственный радиационный фон
- 9.6. Радиационная обстановка в России, Санкт-Петербурге и Ленинградской области
- 10.1. Масштабы урбанизации и связанные с ней экологические проблемы
- Динамика мирового процесса урбанизации (по в.П.Максаковскому)
- Урбанизация для различных групп стран
- Темпы урбанизации в России
- Количество городов-миллионеров
- Мегаполисы (на 1985 год)
- Ежегодное потребление ресурсов и выбросы современного города с населением 1 миллион человек (по ю.И.Скурлатову, г.Г.Дуке, а.Мизити)
- 10.2. Проблема твердых отходов
- Структура твердых бытовых отходов в сша в 1988 году
- Сравнительная характеристика различных способов ликвидации мусора
- Уровень рециркуляции макулатуры
- 10.3. Очистка сточных вод и газовых выбросов
- 10.3.1. Очистка сточных вод
- 10.3.2. Очистка газовых выбросов
- 10.4. Городской микроклимат
- 10.5. Шумовое загрязнение и вибрация
- Шумовое загрязнение
- 10.6. Пылевое загрязнение
- 10.7. Растительность и животные в городе
- 10.8. Электромагнитное загрязнение
- 10.9. Экологически устойчивый город
- 10.10. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге
- 10.10.1. Состояние атмосферного воздуха
- Количество загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу Санкт-Петербурга за период 1987 – 1997 годов
- Данные по загрязнению атмосферного воздуха в 1996 – 1997 годах
- Перечень превышения нормативов в точках наблюдения по основным загрязняющим веществам, имеющим значение в плане риска влияния на здоровье
- Превышение нормативов загрязнения атмосферы по веществам в Санкт-Петербурге за 1997 год
- Уровни загрязнения атмосферного воздуха в 1997 году
- Превышение нормативов загрязнения атмосферы по точкам наблюдения за 1997 год
- Превышение нормативов загрязнения атмосферы по районам Санкт-Петербурга за 1997 год
- 10.10.2. Состояние водных объектов
- Состояние загрязненности водных объектов Санкт-Петербурга в 1990 году
- Динамика загрязненности водотоков Санкт-Петербурга в 1996 – 1997 годах
- Качество питьевой воды в Санкт-Петербурге
- 10.10.3. Дамба
- Наводнения в Санкт-Петербурге в 1703 – 1994 годах
- 10.10.4. Состояние городских почв
- Районы наиболее загрязненных почв в Санкт-Петербурге
- 10.10.5. Шумовое загрязнение
- Уровень шума на транспортных магистралях Санкт-Петербурга
- 10.10.6. Зеленые насаждения и животный мир
- Состояние зеленых насаждений в Санкт-Петербурге
- 10.10.7. Проблема городских отходов