7.5. Переработка бытовых отходов
Количество и состав бытового мусора. Средний горожанин мира производит 300-400 кг твердых бытовых отходов в год, а житель США – примерно в 2 раза больше. В прошлом мусор сохранялся на территории города и формировал т.н. культурный слой, который год от года повышал поверхность города. В настоящее время мусор вывозится на свалки (если они оборудованы, то называются полигонами). Современный полигон для бытового мусора – это сложное инженерное сооружение, на котором проводится сортировка мусора, и собираются в специальные приемники инфильтрационные воды для многоступенчатой очистки, а образующийся газ используют в качестве топлива.
Накопление бытового мусора является одним из опасных вариантов загрязнения поверхности литосферы, хотя проблема переработки бытовых отходов, состав которых примерно сходный в большинстве стран (пример приведен в табл. 45), решается несколько проще, чем утилизация промышленных отходов (см. 6.2.2).
Таблица 45
Состав бытовых отходов г.Уфы
(% к общей массе, по Зайнуллину и др., 1997)
Компонент | Доля участия | Компонент | Доля участия |
Бумага, картон | 35 | Кости | 2,3 |
Пищевые отходы | 29,6 | Металл черный | 2,1 |
Дерево, листья | 2,3 | Метал цветной | 0,5 |
Текстиль | 4,9 | Стекло | 5,3 |
Кожа, резина | 0,5 | Камни, керамика | 1,1 |
Полимерные материалы | 5,8 | Опасные отходы (батарейки, нитрокраска, ядохимикаты и пр.) | 0,4 |
Мусоросжигательные заводы. В странах Западной Европы, а также в некоторых городах России (например, в Москве), бытовой мусор утилизируют на мусороперерабатывающих или мусоросжигательных заводах. Последние экологически небезопасны, т.к. газообразные выбросы таких заводов загрязняют атмосферу. Кроме того, в результате сжигания бытового мусора накапливается большое количество золы. В настоящее время ведется интенсивный поиск новых технологий сжигания (повышение температуры в печи, сжигание в шлаковом расплаве, создание более эффективных фильтров и т.д.).
Преимущества сортировки мусора. Более перспективна сортировка мусора (это делается в большинстве развитых стран): в отдельные контейнеры собираются бумага, пластики, органические остатки, стекло, металлы, что облегчает переработку. Особенно заметных успехов в данной области достигли в Германии. Возле жилых домов стоят разноцветные контейнеры. В одни население складывает пищевые отходы, в другие – макулатуру и картон; стекло в зависимости от цвета (зеленое, темное и бесцветное) собирают в три разных контейнера. Если у горожанина есть потребность избавиться от большого количества макулатуры, то он несет ее к отдельному большому контейнеру, который есть в каждом районе. Раз в месяц бумажный хлам можно просто свалить в кучу на тротуаре, и его заберет специальный экомобиль. Автопокрышки за плату принимают авторемонтные мастерские, которые отправляют их на переработку.
Сложной проблемой является утилизация пластиков, которые широко используются при изготовлении бытовой техники и автомобилей, для отделки салонов самолетов и кораблей, производственных и жилых помещений, в качестве упаковки и т.д. Большинство ныне существующих пластиков не разлагается микроорганизмами в естественных условиях. Их утилизация осложняется трудностью разделения по типам и маркам. Поэтому все большее распространение получают биодеградабельные пластики – пластмассы, которые за короткое время (от нескольких месяцев до двух лет) разрушаются микроорганизмами.
В развивающихся странах к сортировке мусора привлекаются и бедные слои населения. В Сантосе (Бразилия) независимые сборщики собирают примерно 1200 т мусора, пригодного для переработки, а муниципальные службы – лишь 200 т. Городские власти не только оплачивают сбор отходов, но выделяют сборщикам долю доходов от продажи этих материалов переработчикам. Аналогично в Дакаре (Сенегал) городские власти пришли к выводу, что частный сборщики очищают город от мусора лучше, чем муниципальные, и создали для них 1000 рабочих мест. В Каире сбором мусора занимаются заббалины с начала 50-х гг. века. В 1981 г. при поддержке городских властей они создали общину, которая не только собирает мусор, но и перерабатывает его – производит компост для удобрения полей и шьет стеганые одеяла из лоскутов.
В некоторых странах сортированный мусор принимается бесплатно, а за сдачу несортированного мусора приходится платить значительные деньги.
Использование мусора. Американские экологи считают сортированный мусор ценным сырьем для производства и говорят о «кладе в мусорном ящике».
Органические остатки после компостирования могут служить сырьем для производства удобрений и кормом для животных (особенно рыб), что дает дополнительные продукты питания для горожан.
Автомобильные шины (одну из наиболее объемных фракций бытового мусора) сжигают в цементных печах, восстанавливают для повторного использования (наваривают новый протектор) или перетирают в крошку, которую используют в качестве добавок при производстве резины, композитных материалов и асфальта, а также в производстве многих видов резинотехнических изделий (напольных покрытий, брызговиков для колес, ковриков, прокладок и т.п.).
Экономически рентабельна переплавка отходов стекла, т.к. при этом значительно экономится энергия (см. 4.5).
Заметно уменьшает количество бытового мусора (и одновременно способствует сохранению леса) сбор и переработка макулатуры (см. 6.1.5).
Новой фракцией бытовых отходов стали алюминиевые банки от напитков. В большинстве стран организован их сбор для переплавки (так, в Швеции, к примеру, в магазины возвращается 8 банок из 10). Утилизация «пищевого» алюминия чрезвычайно выгодна экономически, так как энергетические затраты при получении этого металла из бокситов выше на порядок!
Контрольные вопросы
1. Какие недостатки имеют мусоросжигательные заводы?
2. Как организована переработка мусора в разных странах?
3. Расскажите о возможностях утилизации пластиков.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература