5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
Морские экосистемы играют огромную роль в жизни человека: в морях добывают рыбу, составляющую важную статью в питании, а также другие «дары моря» – кальмаров, крабов, креветок, морские водоросли (в первую очередь ламинарию). Средний житель планеты получает с морепродуктами 16% животного белка, но для примерно 1 млрд. человек (в первую очередь в Азии) море дает 30% белка.
Исчерпание морских ресурсов. Если в 1833 г. британский ученый-философ Т.Хаксли на открытии в Лондоне Международной выставки рыбного хозяйства заверял, что все важнейшие места рыбной ловли в морях неисчерпаемы, то сегодня очевидно, что это далеко не так. В январе 1998 г., который ООН объявлен годом океана, более 1600 ученых со всего земного шара – океанологов, ихтиологов и других специалистов по охране морских ресурсов – огласили совместное заявление под названием «Воды под угрозой». В заявлении подчеркнуто, что неумеренный хищнический лов рыбы, нарушение естественных местообитаний, общее загрязнение окружающей среды, интродукция чуждых биологических видов (биологическое загрязнение, см. 1.5.6), а также изменение климата ведут к истощению ресурсов океана.
Уловы рыбы, которые в период с 1950 по 1970 г. выросли с 8 до 15 кг на одного жителя планеты, после этого в результате чрезмерно интенсивной эксплуатации стали снижаться и к 2000 г. составили около 10 кг. При этом 83% рыбы импортируется в промышленно развитые страны.
Популяции 70 основных промысловых видов рыб находятся под угрозой, истощены 11 из 15 наиболее важных рыбопромысловых зон и популяции основных промысловых видов рыб (трески, тунца, пикши, мокрели, сельди, хека, сардин, мойвы и др.).
В 80-х гг. три четверти прироста мирового улова достигалось за счет пяти малоценных рыб, обитающих в открытом море – перуанского анчоуса, японской сардины, южно-американского сардинопса, чилийской ставриды и минтая. Однако при сохраняющейся интенсивности вылова можно ожидать, что в ближайшие годы чрезмерный промысел подорвет и их популяции. Это заставляет рыбаков переключаться на новые объекты лова, которые раньше считались «мусором». Так, близ атлантического побережья Канады начат промысел катрана (разновидности акулы) и морского черта, а в южной части Тихого океана на 70% увеличился вылов оранжевого австралийского ерша. В Черном море из 26 видов промысловых рыб, которые вылавливались 30 лет тому назад, сегодня осталось только пять видов.
Пагубно сказывается на биологических ресурсах океана его «непродовольственное» использование, вызывающее загрязнение (см. 1.4.1)
Антиэкологичность современного морского промысла. В морских экосистемах, начиная с 60-х годов, превышались нормативы вылова рыбы, что особенно пагубно сказывалось на экосистемах северных морей. Настоящая экологическая катастрофа разразилась в Баренцевом море, где в 60-е годы было выловлено много трески и сельди. Когда уловы этих видов рыб снизились, рыбаки начали лов мойвы и сайки. Вылов этой мелкой рыбы, которая служит пищей трески, сельди и морских птиц (чаек и кайр), окончательно подорвал продуктивность популяций этих ценных промысловых видов рыб и привел к снижению численности птиц. Исчезли птичьи базары. От чрезмерной добычи пострадала и популяция гренландского тюленя в северных морях.
Промысел морепродуктов остается расточительным. По оценкам ФАО, отбраковка одной только рыбы (без учета попадающих в сети морских млекопитающих, птиц и черепах) составляет 20 млн. т, т.е. 1/4 объема современного морского промысла. Еще более удручающей выглядит картина промысла креветок, на каждый килограмм которых из морских глубин извлекается 5 кг посторонних видов.
В Южной Азии практикуется антиэкологичный метод распыления цианистого натрия, чтобы оглушить рыб и облегчить их вылов в живом виде. И хотя концентрация яда слишком мала, чтобы навредить людям, употребляющим рыбу, этот варварский метод может превратить коралловые рифы из плодородной колонии в кладбище (Макгинн, 2000).
Акклиматизация морских животных и развитие аквакультуры. Еще в 30-50-х гг. для улучшения ситуации с промыслом морепродуктов в СССР широко проводились работы по акклиматизации видов рыб и беспозвоночных, которые являются кормом для рыбы. В Каспийском море успешно акклиматизирована черноморская кефаль двух видов, в Аральском – каспийская севрюга. Из Азовского моря в Каспий были успешно перенесены один из видов многощетинковых червей и один вид моллюска. В 1956 г. на шлейфе Кольского полуострова была акклиматизирована дальневосточная горбуша. Попытки размножить там камчатского краба дали неожиданный результат: он переместился и освоился в более теплых водах Норвежского моря, где теперь его промышляют норвежские рыбаки.
Снижение добычи естественных даров моря смягчает бурное развитие аквакультуры, производящей морепродукты: если в 1984 г. было получено 7 млн. т морепродуктов, то в 1996 г. уже 23 млн. т (т.е. около 1/4 всех добываемых даров моря). В Японском море созданы первые морские «фермы», на которых разводят морских моллюсков – гребешков и гигантских устриц. Начато культивирование трепанга и искусственное выращивание ламинарии.
Контрольные вопросы
1. К каким последствиям привел ненормируемый промысел морепродуктов?
2. Какие изменения произошли в списке добываемых морепродуктов в последние годы?
3. Какую роль в современном мире играет морская аквакультура?
4. Охарактеризуйте состояние морского рыболовства в РФ.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература