6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
Основные параметры потребления ресурсов во второй половине ХХ в. приведены в табл. 34.
Таблица 34
Рост использования материалов в мире в 1960-1995 гг.
(по Гарднеру, Сампату, 2000)
Материалы | Использовано в 1995 г., млн. т | Увеличение по сравнению с началом 60-х гг. |
Минералы Металлы Дерево (без топлива) Синтетические материалы (на основе ископаемого топлива) Все материалы | 7641 1196 724
252 9813 | 25 раз 21 раз 23 раза
56 раз 24 раза |
85% мирового потребления металлов приходится на железо. Новые технологии позволили вовлечь в сферу производства стали руды, бедные железом, что естественно еще более увеличило количество отходов. Увеличили количество отходов и новые технологии извлечения меди из бедных руд: если в начале столетия для переработки не использовались руды с содержанием 3% меди, то сегодня медь извлекают из руд с ее содержанием 0,5%. Это отразило возрастание потребности в меди электропромышленности и автомобилестроения. В течение столетия производство меди возросло в 22 раза.
Особенно бурно росло производство первичных ресурсов в США (табл. 35), превратившиеся в «материальное чудовище», которое своими аппетитами на сырье любого типа намного возвышается над остальными странами мира. В течение жизни на одного американца расходуется 4,24 т нефти, 15 т железа и чугуна, 1,5 т алюминия, 700 кг меди, 12 т глины, 13 т поваренной соли, 500 т стройматериалов (в том числе 100 м3 древесины).
Таблица 35
Рост потребления материалов в США в 1900-1995 гг.
(по Гарднеру, Сампату, 2000)
Материалы | Рост | Потребление, 1995 г., млн. т |
Минералы Дерево (без топлива) Металлы Синтетические материалы (на основе ископаемого топлива) Все материалы | 29 раз 3 раза 14 раз
82 раза 18 раз | 2410 170 132
131 2843 |
Не намного отстает от США Япония, годовая масса материального потока в которой составляет 6,1 млрд. т (или 50 т на каждого жителя). Эти цифры охватывают отходы, возникающие при добыче сырья в странах, откуда оно экспортируется. Из этого количества 1,3 млрд. т превращается в продукты, строения, дороги, а остальная часть уходит в отходы, из которых 2,6 млрд. т остается в странах, откуда Япония завозит сырье, и 2,2 млрд. т остается в самой Японии (Лосев, 2001).
Если бы население всех стран мира стало потреблять столько же ресурсов, сколько гражданин США (табл. 36), то потребовалась бы площадь равная трем площадям Земли.
Таблица 36
Гипотетическое использование материалов во всем мире (в основе расчета – потребительские уровни на душу населения в США в 1995 г.; по Гарднеру, Сампату, 2000)
-
Материалы | Увеличение |
Металлы Минералы Дерево (без топлива) Синтетические материалы (на основе ископаемого топлива) Всего | 2 раза 7 раз 5 раз
11 раз 6 раз |
Контрольные вопросы
1. Использование какого вида материалов наиболее резко возросло во второй половине ХХ в.?
2. Какая страна потребляет наибольшее количество ресурсов (в пересчете на душу населения)?
3. Имеется ли принципиальная возможность приблизить среднемировое потребление ресурсов к уровню США?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература