6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
В случаях, когда происходят аварии на АЭС, возможно загрязнение территории путем эмиссии радиоактивных веществ через атмосферу. Такое загрязнение произошло при тепловом взрыве емкости с РАО в Кыштыме в 1957 г. и при взрыве энергоблока Чернобыльской АЭС в 1986 г.
Кыштымская авария. В результате этой аварии возник «Восточно-уральский радиоактивный след» длиной до 110 км и шириной до 35-50 км, общая площадь существенно загрязненной территории составила 23 тыс. км2.
Последствия аварии удалось в основном устранить. Озеро Карачай, в которое попала радиоктивность, равная двум «Чернобылям», в настоящее время почти полностью ликвидировано. Его засыпали, причем использовали для этого самосвалы, закованные в свинцовую броню. В настоящее время от озера осталась небольшая «лужа», что исключило загрязнение атмосферного воздуха. Разработаны способы ликвидации радиоактивной линзы грунтовых вод под озером.
Летом 2000 г. сенсационное заявление сделал японский ученый, начальник лаборатории радиационной безопасности, профессор университета г. Хиросима Джон Токадо: «На территории Челябинской области серьезных радиационных загрязнений нет» (Усманов, 2001). Этот вывод был сделан после тщательного радиометрического изучения района «радиационного следа», оставшегося после аварии. Были исследованы почва, продукты питания, кости и зубная эмаль жителей деревень, получивших неофициальное название проблемных.
Чернобыльская авария. После аварии в Чернобыле было загрязнено более 57 тыс. км2 территории, причем пострадали 19 областей и республик (табл. 41).
Таблица 41
Площади областей и республик РФ, загрязненные цезием-137 (по состоянию на январь 1995 г.)
Область, республика | Общая площадь, тыс. км2 | Загрязненная площадь, Ku/ км2 | |||
1-5 | 5-15 | 15-40 | больше 40 | ||
Белгородская Брянская Воронежская Калужская Курская Липецкая Ленинградская Нижегородская Орловская Пензенская Рязанская Саратовская Смоленская Тамбовская Тульская Ульяновская Мордовия Татарстан Чувашия Итого | 27,1 34,9 52,4 29,9 29,8 24,1 85,9 74,8 24,7 43,2 39,6 100,2 49,8 34,2 25,7 37,3 26,2 68,0 18,0 | 1620 6750 1320 3500 1220 1619 850 250 8840 4130 5320 150 100 510 10320 1100 1900 110 80 49760 |
2628
1419
132
1271
5440 |
2130
2130 |
310
310 |
Разрушенный вследствие катастрофы четвертый блок Чернобыльской АЭС заключен в бетонный саркофаг, за состоянием которого следят тысячи специалистов. Вблизи его стен со всех четырех сторон непрерывно работают пробоотборники воздуха, что позволяет вести мониторинг содержания радиоактивных аэрозолей в окружающей атмосфере. Внутри саркофага в специально пробуренных скважинах установлено 100 приборов, следящих за уровнем радиации. Эти исследования показали, что самоподдерживающаяся цепная реакция исключена. Между тем, масса ядерного топлива в саркофаге превышает 150 т. Что будет с ним дальше – неясно, тем более что саркофаг начал разрушаться и встал вопрос о строительстве нового саркофага над старым. «По сути дела проблема аварийного четвертого блока ЧАЭС в принципе полностью не решена, а отодвинута на неопределенный срок, и поэтому сегодня разработки различных проектов обеспечения полной безопасности «саркофага» продолжаются (Усманов, 2001: с. 152).
Контрольные вопросы
1. Какие последствия имел взрыв хранилища РАО в Кыштыме?
2. Каковы масштабы последствий Чернобыльской аварии?
3. Насколько удалось ликвидировать последствия аварий в Кыштыме и Чернобыле?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература