Заключение
Построение общества УР – это некая сверхзадача человечества, которая пока не имеет четкой программы. Более того, реалии процесса глобализации показывают, что мир по-прежнему идет по пути неустойчивого развития с преобладанием центробежных сил расслоения стран на бедные и богатые. «Дьявольский насос», о котором писал Н.Н.Моисеев, увы, все еще продолжает действовать, и богатые страны, особенно США, ставшие «материальным чудовищем» и лидером «неустойчивого развития», под разговоры об УР продолжают реализовывать стратегию наращивания потребления ресурсов, энергии и загрязнения окружающей среды.
Построение общества УР слагается из решения множества задач, которые тесно связаны, и потому выделить ведущее звено в программе построения УР невозможно. Для перехода к УР в равной степени важны регулирование роста народонаселения, экологизация энергетики, ресурсосбережение, продовольственная безопасность, сохранение биоразнообразия, усиление международного сотрудничества и повышение экологической нравственности человека. Ограниченность ресурсов при перспективе удвоения народонаселения планеты и развитии экономик стран третьего мира создает ситуацию, выходом из которой может быть только отказ стран «золотого миллиарда» от части того «пирога», который они «съедают» сегодня. Если этого не произойдет, мир будет ввергнут в череду военных конфликтов и террористических актов.
Важнейшим событием в истории охраны окружающей среды явилась международная конференция «Рио-92». Однако, спустя 10 лет, участники саммита в Йоханнесбурге были вынуждены констатировать, что принятые на этой конференции документы не были реализованы, и потому никаких серьезных подвижек в деле охраны окружающей среды не произошло. Остается лишь верить, что человечество – это не собрание безумцев, которые своей деятельностью приведут к самоуничтожению. Обратные связи в системе «человек – среда» будут стимулировать развитие всех аспектов на пути к обществу УР, причем, тем активнее, чем ближе значение этих параметров будут приближаться к «пределам роста». Именно обратные связи, т.е. «грабли, ударяющие по лбу на них наступившего», будут главным началом, организующим страны на пути к УР. Спасение Рейна и бурный прогресс разработок по использованию ВИЭ – реальные результаты, достигнутые в Дании, ФРГ или США – лучшая тому иллюстрация.
Множество проблем на пути к УР создадут развивающиеся страны, у которых нет средств для наращивания высокотехнологичных производств. Поэтому процесс выравнивания уровней экономического развития неминуемо приведет к резкому увеличению загрязнения окружающей среды и истощению ресурсов. Ослабить эти процессы может помощь богатых стран, однако, как показали последние 10 лет, они не торопятся это делать. Опыт Японии и ФРГ, наиболее привлекательный в контексте построения общества УР, показал, что, к сожалению, «экология стоит дорого».
В расплывчатом прогнозе построения УР, пожалуй, наиболее неопределенна судьба России. Значительные площади ненарушенных экосистем на Севере азиатской части России не могут за счет «биотической регуляции» компенсировать издержки неэффективного по экологическим параметрам состояния промышленности и коммунального хозяйства в густонаселенных районах средней полосы европейской части России. Как ни одной другой стране России необходима продуманная дальновидная стратегия эколого-экономического развития. Однако пока ни о какой дальновидной стратегии развития экологически ориентированной экономики в нашей стране речь не идет. В то же время, высокий интеллектуальный потенциал России, несмотря на постоянный «отток умов» за рубеж, вполне в состоянии продуцировать любые технические решения, способные оптимизировать отношения производства и окружающей среды.
В возможность построения общества УР нужно верить, так как его альтернатива – экологический коллапс. Общая атмосфера тревоги за будущее должна привести к реальным успехам на пути к УР.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература