logo
УР в Устойч мир

10.2. Преодоление потребительства

Под потребительством понимается тенденция наращивания потребления материальных благ населением. Оно ведет к большим расходам энергии, ресурсов и загрязнению окружающей среды.

Примером потребительства является образ жизни населения США, где при практически стабильной численности за период с 1950 по 1990 гг. количество автомобилей увеличилось в 3 раза, мопедов и мотоциклов – в 2,5 раза, количество используемых пластмасс – в 2,5 раза, объем авиаперевозок – в 25 раз. В течение последних 10 лет 2/3 американских семей приобрели видеомагнитофоны и микроволновые печи, а количество наиболее престижных (и энерго- и ресурсоемких) автомобилей «Ягуар» только за период 1978-1987 гг. увеличилось в 8 раз, средний возраст покупательниц шуб из натурального меха снизился с 50 до 26 лет. Жилплощадь, занимаемая средним американцем, в течение последних 30 лет увеличилась на 79% и составляет 72 м2 (в Японии она в 2 раза ниже, но за тот же период тоже возросла на 44%. Как известно, в России норма составляет 12 м2, однако для большинства семей она не выдерживается). В США ежегодно на работу кондиционеров затрачивается столько же энергии, сколько ее потребляется в Китае с населением 1200 млн. человек.

В России среди наиболее состоятельной части населения также наметилась тенденция усиления потребительства – резко возросло количество дорогих легковых автомобилей.

Отрицательная роль потребительства частично может быть снижена системой «распродаж», которые возникли в США для удлинения срока службы вещей (см. 6.1.3), и изменением рациона питания человека с уменьшением доли продуктов животноводства, которые энергетически много дороже продуктов растениеводства (см. 5.3).

Главным фактором, который способен остановить потребительство, является экономический (см. 9.1). Повышение цен на энергию и ресурсы неизбежно повышает стоимость престижных товаров и сокращает контингент их возможных покупателей. Важную роль играют и «зеленые налоги» (например, сверхвысокий налог на моторное масло в США). В преодолении потребительства велика роль образования и культуры, общественных движений, а также религии.

Контрольные вопросы

1. Каков экологический вред потребительства?

2. Какую угрозу представляет потребительство в РФ?

3. Как можно преодолеть потребительство?