10.2. Преодоление потребительства
Под потребительством понимается тенденция наращивания потребления материальных благ населением. Оно ведет к большим расходам энергии, ресурсов и загрязнению окружающей среды.
Примером потребительства является образ жизни населения США, где при практически стабильной численности за период с 1950 по 1990 гг. количество автомобилей увеличилось в 3 раза, мопедов и мотоциклов – в 2,5 раза, количество используемых пластмасс – в 2,5 раза, объем авиаперевозок – в 25 раз. В течение последних 10 лет 2/3 американских семей приобрели видеомагнитофоны и микроволновые печи, а количество наиболее престижных (и энерго- и ресурсоемких) автомобилей «Ягуар» только за период 1978-1987 гг. увеличилось в 8 раз, средний возраст покупательниц шуб из натурального меха снизился с 50 до 26 лет. Жилплощадь, занимаемая средним американцем, в течение последних 30 лет увеличилась на 79% и составляет 72 м2 (в Японии она в 2 раза ниже, но за тот же период тоже возросла на 44%. Как известно, в России норма составляет 12 м2, однако для большинства семей она не выдерживается). В США ежегодно на работу кондиционеров затрачивается столько же энергии, сколько ее потребляется в Китае с населением 1200 млн. человек.
В России среди наиболее состоятельной части населения также наметилась тенденция усиления потребительства – резко возросло количество дорогих легковых автомобилей.
Отрицательная роль потребительства частично может быть снижена системой «распродаж», которые возникли в США для удлинения срока службы вещей (см. 6.1.3), и изменением рациона питания человека с уменьшением доли продуктов животноводства, которые энергетически много дороже продуктов растениеводства (см. 5.3).
Главным фактором, который способен остановить потребительство, является экономический (см. 9.1). Повышение цен на энергию и ресурсы неизбежно повышает стоимость престижных товаров и сокращает контингент их возможных покупателей. Важную роль играют и «зеленые налоги» (например, сверхвысокий налог на моторное масло в США). В преодолении потребительства велика роль образования и культуры, общественных движений, а также религии.
Контрольные вопросы
1. Каков экологический вред потребительства?
2. Какую угрозу представляет потребительство в РФ?
3. Как можно преодолеть потребительство?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература