11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
Деятельность ЮНЕСКО. Правительственные и многие неправительственные программы возглавляет ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization), созданная в 1946 г. для координации деятельности правительств и научных учреждений. В 1972 г. в Стокгольме ЮНЕСКО организовала первую крупную международную конференцию по вопросам охраны окружающей среды. В результате этой конференции была создана межправительственная программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (UNEP, United Nation Environment Programm). ЮНЕП посвящена наиболее острым проблемам разрушения биосферы человеком (опустыниванию, деградации почв, исчезновению лесов, резкому ухудшению качества и уменьшению количества пресной воды, загрязнению мирового океана и т.д.). ЮНЕП публикует глобальные экологические прогнозы. Последний третий Глобальный экологический прогноз был подготовлен в 2002 г. к Всемирной встрече на высшем уровне в целях УР («Рио-92+10»).
Наиболее авторитетной международной организацией, которая была утверждена специальным решением Генеральной Ассамблеи ООН, является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Ее главные цели заключаются в том, чтобы способствовать более широкому использованию атомной энергии странами мира, но при этом контролировать соблюдение на АЭС норм ядерной безопасности. Кроме того, МАГАТЭ следит за тем, чтобы использование атомной энергии не было переключено на военные цели. МАГАТЭ осуществляет консультации при реализации национальных программ атомной энергетики и при радиационных авариях. Эта организация принимала большое участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Продовольственная сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) – специальное учреждение, которое способствует обеспечению продовольственной безопасности. В ее задачи входят борьба с голодом, содействие улучшению питания и повышению уровня жизни людей, повышение продуктивности сельского хозяйства, рыбоводства и лесоводства, совершенствование системы распределения продовольствия с целью помощи бедным странам.
Важную роль играет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – межправительственная организация, созданная в 1946 г. Усилия ВОЗ направлены на борьбу с особо опасными болезнями (малярия, оспа), организацию карантина и эпидемиологического надзора, контроль над качеством лекарственных препаратов, борьбу с наркотиками и т.д. В сфере компетенции ВОЗ находится и влияние на здоровье человека различных видов загрязнения.
В период изменения климата возросла роль Всемирной метеорологической организации (ВМО), основные цели которой – обеспечение международного сотрудничества в создании сети метеостанций и систем быстрого обмена информацией, а также выработка единых норм для метеорологических наблюдений, создание. ВМО создала «Всемирную службу погоды», основанную на использовании данных наземных наблюдений, метеорологических спутников и информации от всемирных и региональных метеорологических центров.
В 1982 г. ООН была принята «Всемирная хартия природы» – международный природоохранный документ, возлагающий ответственность за состояние биосферы на все государства, входящие в состав ООН. К сожалению, эта хартия оказалась малоэффективной.
Прогноз экологических последствий хозяйственной деятельности человека и обоснование роли заповедников – центральные задачи, которые решались Международной биологической программой «Человек и биосфера». В результате выполнения этой программы была создана репрезентативная сеть биосферных заповедников (к 1990 г. их число превысило 243, а площадь – 120 млн. га).
В 1991 г. был создан Глобальный экологический фонд (ГЭФ) под эгидой ЮНЕП и Всемирного банка. В 1994 г. 34 страны обязались внести в целевой фонд ГЭФ 2 млрд. долларов США. На сегодняшний день ГЭФ утвердил более 800 инвестиционных проектов на сумму около 3,5 млрд. долларов США. Основное направление работы ГЭФ – содействие выполнению национальных программ перехода к УР. Создан целый ряд международных информационных служб, систем и баз данных. Наиболее крупные из них: Всемирный центр мониторинга охраны природы, Глобальная система мониторинга окружающей среды, Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой, Информационная система по законодательству в области охраны окружающей среды, Международная информационная система по окружающей среде.
МСОП и ВВФ. Важную роль в международном сотрудничестве играют неправительственные организации.
МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Internation for Conservation of Nature and Natural Resources) – неправительственная организация, созданная в 1948 г. при ЮНЕСКО. Штаб-квартира находится в г. Морж (Швейцария). В составе МСОП более 130 государств (в том числе и РФ), а также 24 международных организации. МСОП издает международные «Красные книги».
Всемирный фонд дикой природы (ВВФ – World Wildlife Fund, WWF) – также международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. (штаб-квартиры расположены в Бонне, Цюрихе, Вене, Женеве). Осуществляет фундаментальные исследования, учреждает и охраняет заповедники, предоставляет денежную помощь и занимается просветительской и воспитательной деятельностью в сфере охраны природы. Им поддержано более 3 тыс. проектов на сумму, превышающую 90 млн. долларов.
Так, «Всемирная стратегия охраны природы», принятая 5 марта 1980 г., подготовлена и курируется Международным союзом охраны живой природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирным фондом дикой природы, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) и другими международными неправительственными организациями, работающими под эгидой ЮНЕСКО.
Роль финансовых институтов. Финансовые институты, такие, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Фонд по охране окружающей среды и др. пытаются смягчить негативные стороны глобализации. Так, существует международный механизм, в рамках которого экологический фонд, созданный Всемирным банком, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им природоохранных обязательств. С помощью кредитно-инвестиционных инструментов эти банки пытаются поддерживать экологически привлекательные проекты (в первую очередь связанные с развитием нетрадиционной энергетики) и, наоборот, затруднять финансирование экологически опасных проектов, ведущих к повышению уровня загрязнения атмосферы, мирового океана и суши. Однако пока эти инициативы не могут изменить деструктивного характера глобализации. По этой причине создание Всемирной экологической организации (см. 11.1) стало насущной потребностью мирового сообщества.
Участие России в международном сотрудничестве. РФ ратифицировала большинство международных конвенций по охране окружающей среды и является активным участником многих международных экологических организаций (как правительственных, так и неправительственных). В РФ имеются представительства более двадцати Международных экологических программ. Она выполняет ряд важных проектов по двусторонним соглашениям (с США, ФРГ, Японией, Финляндией и др.). За период 1991-1997 гг. в Россию были привлечены и использованы средства (в форме помощи, займов, кредитов) для природоохранной деятельности общим объемом около 300 млн. долларов («Сборник аналитических материалов…», 1999). Однако, к сожалению, экологическая эффективность использования этих средств во многих случаях оказалась невелика.
Важную роль в охране окружающей среды должно сыграть сотрудничество России в рамках СНГ. Эта задача сформулирована в Уставе СНГ и подкреплена многими другими документами. Так, Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией (1996) обязывает наращивать «сотрудничество с области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности». В 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды
Значение международного сотрудничества в будущем будет усиливаться, ибо попытка создать «экологическое счастье» в одной стране и отгородиться от экологических бед других стран в современном мире обречена на неудачу.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте вклад ЮНЕСКО в охрану окружающей среды.
2. Какие международные правительственные организации созданы при ООН?
3. Какую роль в деле охраны природы играют МСОП и ВВФ?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература