6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
Значительная часть отходов промышленности и коммунального хозяйства сбрасывается в континентальные водоемы, вклад в их загрязнение вносят и газообразные выбросы. В тех случаях, когда водосборы насыщены промышленностью, загрязнение водоемов может приобретать катастрофический характер. Примерами тому являются бассейны рек Рейн и Волга.
Рейн. Водосбор Рейна входит в состав ФРГ (55,6%), Швейцарии (14,74%), Нидерландов (12,91%), Франции (123,42%). Кроме того, водосбор захватывает территории Бельгии, Люксембурга, Австрии, Лихтенштейна и Италии. На территории бассейна Рейна проживает 50 млн. человек. Столь высокая концентрация промышленности и городов при отсутствии надежных очистных сооружений и устаревших технологиях производства (особенно большой вклад в загрязнение реки вносил Рурский бассейн) привели к тому, что в 60-е гг. Рейн превратился в «самую романтическую сточную канаву Европы». Свою роль в разрушение экосистемы реки внесло и судоходство, т.к. Рейн стал главным водным путем от Базеля до Роттердама, что заставило на значительном протяжении «стиснуть» русло в дамбы. Содержание кислорода в воде опустилось ниже 2 мг/л, что привело к гибели значительной части биоты (в том числе большинства видов рыб).
Река была спасена в результате активной деятельности Международной комиссии по защите Рейна, которая начала работу еще в 1950 г. Комиссия подготовила договор по защите бассейна Рейна, который был подписан в 1963 г. правительствами пяти стран – главных виновников загрязнения реки. В 70-90-е гг. была модернизирована технология большинства предприятий в городах вдоль Рейна (немецкие экологи назвали это «узлом на сточных трубах») и построено множество эффективных очистных сооружений, что обошлось в 50 млрд. долларов. В 1987 г. была принята Программа действий по Рейну, девиз которой был «Лосось 2000». Однако эта программа выполнялась столь успешно, что лосось и океаническая сельдь вернулись в реку из Атлантики уже в 1990 г.
12 апреля 1999 г. в Берне подписано новое соглашение по Рейну, в котором намечено ряд новых мер по управлению водными ресурсами реки и устойчивому развитию ее бассейна. Девять международных станций мониторинга регулярно публикуют наиболее важные характеристики окружающей среды в бассейне Рейна.
Спасение Рейна показало, с одной стороны, большие возможности экологизации технологии производства, а с другой – опыт успешного международного сотрудничества. Большую роль в оздоровлении Рейна сыграли и общественные организации.
Волга. Сложная ситуация сложилась в бассейне реки Волги, в котором проживает 61 млн. человек, т.е. свыше 40% населения России. В бассейне сконцентрированы предприятия тяжелой промышленности, прежде всего химической, черной и цветной металлургии, энергетики и атомной промышленности. 46% площади бассейна занято сельскохозяйственными угодьями. Около 87% русла Волги зарегулировано каскадом водохранилищ (в бассейне создано 21 крупное водохранилище). В итоге загрязнение окружающей среды в бассейне реки в 3-5 раз выше, чем в среднем по стране.
В 1998 г. правительство России приняло программу «Возрождение Волги». В программе предусмотрено:
– к 2005 г. уменьшить сброс загрязненных стоков на 30%, снизить использование воды в коммунальном хозяйстве и промышленности на 40% и удельное потребление сырьевых и энергетических ресурсов на 15-20%;
– к 2010 г. прекратить сброс неочищенных стоков, сократить выбросы в атмосферу от стационарных источников в 1,9 раза, сформировать систему особо охраняемых природных территорий на площади, составляющей 3% от всей территории бассейна, вдвое повысить рыбопродуктивность водохранилищ.
Правительством РФ образована Дирекция федеральной целевой программы «Возрождение Волги», которая размещается в Нижнем Новгороде. Свыше 100 научных и проектных организаций приступили к разработке программы возрождения великой реки.
Насколько россиянам удастся использовать опыт европейских коллег, спасших Рейн, покажет время.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о спасении Рейна от отравления отходами?
2. Охарактеризуйте состояние бассейна Большой Волги.
3. Что планируется для спасения Волги?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература