5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
В разных регионах мира решение проблемы продовольственной безопасности сопряжено с разными трудностями. В таких странах, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, продовольственная безопасность практически уже обеспечена. В целом несложно обеспечить продовольственную безопасность России. В то же время есть страны, где решить эту проблему будет трудно. Самым критическим регионом мира является Китай, проблемам продовольственной безопасности которого Л.Браун посвятил книгу «Кто накормит Китай?» (Brown, 1999).
Китай. За период 1950-1995 гг. производство зерна в Китае возросло в 4 раза (по этому показателю он догнал США), что создало видимость самообеспечения страны зерном. Сегодня Китаю удается получать урожай на 11 ц/га зерна больше, чем в США (соответственно 38 и 27), но это достигнуто ценой внесения высоких доз удобрений (что считается экономически невыгодным и экологически небезопасным). Используются высокопродуктивные сорта, созданные во времена Зеленой революции. Однако предел урожайности почти достигнут. Если в 1984 г. приросты урожая составляли 7,1%, то сегодня они упали в 10 раз и составляют уже только 0,7%. Исчерпан и природный потенциал земледелия: под влиянием высоких доз удобрений и интенсивной обработки разрушаются пахотные почвы, орошение вызывает засоление почв. Уже в 1995 г. Китаю потребовалось ввезти в страну 7 млн. т пшеницы.
Пока Китай держит первое место по площади орошаемых земель (до 50 млн. га), это позволяет на большей части страны получать с 1 га 2-3 урожая в год (например, риса и пшеницы, причем, при орошении обеих культур). Однако вода используется неэффективно в отличие от таких стран, как Израиль, где используются влагосберегающие технологии полива. Уровень грунтовых вод в северных земледельческих районах страны упал на 80 м. В провинции Шанхай не хватает воды даже для питья.
Площадь пашни в Китае достигла верхнего предела и уменьшается под натиском индустриализации и цивилизации. Сейчас на одного китайца приходится 0,06 га пашни, к 2030 г. прогнозируется уменьшение этого показателя. Уменьшение площади пашни, приходящейся на одного едока, ожидается и в других странах (табл. 31).
Таблица 31
Прогноз снижения площади пашни на душу населения к 2050 г.
в некоторых странах (по Брауну, 2000 с дополнениями)
Страна | Снижение, % |
США Бразилия Индия Бангладеш Китай Иран Нигерия Индонезия Эфиопия Пакистан | 17 27 30 40 14 54 61 43 73 62 |
Основной белок сегодня китайцы получают со свиным мясом и мясом птицы, но на производство каждого килограмма мяса птицы затрачивается 2 кг зерна, а свинины – 3 кг. Китайцы пристрастились к пиву (в 1994 г. в среднем на одного жителя приходилось 11 л) и стали потреблять больше растительного масла – 6 кг в год на человека (для сравнения: в Японии и США – 12 кг). Эти фракции пищевого рациона также конкурируют с производством пищевого зерна.
Л.Браун призывает Китай к более реалистическому взгляду на будущее. К 2030 г. даже при снижении потребления зерна с 300 до 200 кг/год на одного едока (это норматив современной Индии) из требующихся 500 млн. т зерна Китай сможет производить не более 300. При этом его зерно будет стоить дороже, чем в США, и общий взлет цен сделает сложным импорт зерна в необходимом количестве.
Проблемы других стран. Многим другим странам мира также предстоит жить в условиях снижения сборов зерна, жесткой экономии воды, обострении конкуренции между экспортерами зерна и постоянного увеличения его стоимости. К 2030 г. потребность в импортном зерне превысит 400 млн. т. К 200 млн. т экспортного зерна в Китае добавляется 45 млн т зерна, необходимого Индии. Не менее 30 млн. т потребуется Ирану, 26 – Пакистану, 19 – Мексике, 15 – Нигерии и т.д. Эти цифры показывают сложность ситуации, т.к. в 1990 г. общий экспорт зерна не превышал 40 млн. т.
Мир ожидают острые конфликты за акватории, в которых ведется промысел рыбы (это уже происходит в российских дальневосточных морях). Обострятся и конфликты за пользование водой для орошения, уже сегодня с трудом делят воду Рио-Гранде США и Мексика.
Для обеспечения продовольственной безопасности необходима стабилизация климата, т.к. при его потеплении (см. 1.3.2) резко снизится производство зерна в основных странах-донорах этого важнейшего продукта питания – США, Канаде, Австралии.
Политика дефицита. В целом, если рост народонаселения будет остановлен на прогнозируемом уровне (9 млдр человек), то избежать голода можно. Однако для этого человечеству, как считает Л.Браун, потребуется перейти от политики расточительства к политике дефицита.
Необходимо прекратить производство горючего из зерна и других продуктов растениеводства, которые могут быть использованы в пищу, и резко снизить количество кормов с пашни, в первую очередь зерна (чтобы избежать потерь «пищевой энергии» при использовании в качестве посредника между растением и человеком животных). Разумеется, некоторое количество корма с пашни все-таки будет использоваться, но только за счет не пищевых растений, которые входят в севооборот для поддержания плодородия почвы.
Значительная часть животного белка в пищевом рационе населения большинства стран неизбежно будет замещена растительным белком за счет возделывания бобовых. Площадь пахотных земель, засеянных соей, с 1990 по 1997г. увеличилась более чем в 4 раза (с 14 до 67 млн. га). Этот процесс будет продолжаться в рамках программы обеспечения продовольственной безопасности.
Животный белок должен производиться только на тех землях, где невозможно создание пашни и потому неизбежно посредничество животных между растениями естественных экосистем и человеком.
Должны быть исключены потери продовольствия при хранении и транспортировке.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о проблемах обеспечения продовольственной безопасности в Китае.
2. Назовите факторы, которые будут ограничивать рост сбора зерна.
3. В чем заключается суть перехода от политики расточительства к политике экономии ресурсов питания?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература