5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
Зеленой революцией был назван процесс бурной интенсификации сельского хозяйства в период 60-70-х гг., когда появились новые сорта культурных растений с высоким продукционным потенциалом и породы сельскохозяйственных животных с очень высокими удоями и привесами. Отцом Зеленой революции считается мексиканский селекционер Н.Борлоуг, который вывел сорт короткостебельной пшеницы «Мексикале», дававший урожай примерно в 3 раза выше, чем традиционные длинностебельные сорта (доля зерна в биомассе «Мексикале» достигла 60%). За новый сорт Борлоуг был удостоен Нобелевской премии мира. Затем были получены высокопродуктивные сорта основных видов культурных растений (кукурузы, риса, хлопка, сои и др.).
Экологические последствия зеленой революции. Зеленая революция увеличила урожайность культур и общий сбор зерна. По данным Международного банка реконструкции и развития, производство риса в мире увеличилось на 65%, пшеницы – на 80%, прочих злаковых культур – на 90%. В таких странах, как Индия, Китай, Индонезия, Бангладеш, Бразилия, Нигерия, урожаи зерна за 25 лет возросли в 2-3 раза, а в Мексике – в 4 раза. Общее производство зерновых увеличилось с 700 до 1820 млн. т в год. Быстро развивалось животноводство, производство мяса и молока в Европе удвоилось, а поголовье основных видов сельскохозяйственных животных приблизилось к числу людей и превзошло их по массе.
В целом, Зеленая революция лишь отчасти решила проблемы продовольственной безопасности и на некоторое время отодвинула проблему голода, однако поставила агросферу на грань экологической катастрофы. В результате Зеленой революции резко повысилась энергоемкость сельского хозяйства за счет использования полива, удобрений, пестицидов, антибиотиков и стимуляторов роста для животных, других средств интенсификации. Это привело к разрушению окружающей среды – загрязнению почв и вод, снижению биоразнообразия.
«Зеленая эволюция». В середине 80-х гг. отрицательные последствия Зеленой революции проявились уже в полной мере, дальнейшее наращивание вложений антропогенной энергии в агроэкосистемы перестало давать отдачу, и прирост производства зерна прекратился. В 1986 г. на международном симпозиуме в Риме была сформулирована концепция «Второй Зеленой революции». Ее идеологи делали ставку на раскрытие внутреннего биологического потенциала агроэкосистем на всех уровнях – от растения и животного до всего единства агроэкосистемы.
Однако по социально-экономическим причинам (продолжающийся рост народонаселения и возрастание потребности в зерне и других видах сельскохозяйственной продукции) «Вторая Зеленая революция» вряд ли возможна. Экологизация сельского хозяйства будет протекать как медленный процесс «зеленой эволюции» и станет элементом перехода к обществу УР.
Реальной альтернативой интенсивному сельскому хозяйству периода Зеленой революции является компромиссная система с умеренным использованием удобрений и пестицидов, сортами растений с повышенной устойчивостью к неблагоприятным факторам. Эта система позволяет сохранять агроресурсы (в первую очередь почвы, воду и биоразнообразие) и получать достаточное количество продукции высокого качества (табл. 30).
Таблица 30
Сравнение интенсивной и компромиссной агроэкосистем
Характеристика агроэкосистемы | Интенсивная агроэкосистема | Компромиссная агроэкосистема |
Общая характеристика | ||
Потребление энергии | Высокое, в основном из традиционных (исчерпаемых) источников | Умеренное, в основном из нетрадиционных источников |
Специализация хозяйств | Животноводческое или растениеводческое | Комплексное |
Структура землепользования | В пашню вовлечены все земли, пригодные для обработки | Часть пахотно-пригодных земель занята лесом и многолетними травяными сообществами |
Основное направление мелиорации земель | Гидромелиорация и химическая мелиорация почв | Лесомелиорация |
Направление селекции культурных растений и сельскохозяйственных животных | Повышение продукционного потенциала | Повышение адаптивного потенциала |
Растениеводство | ||
Способ выращивания | Монокультура | Поликультура, севооборот |
Контроль сорных растений, насекомых-вредителей и патогенов | Химический | Биологический, агротехнический |
Использование минеральных удобрений | В высоких дозах | В невысоких дозах, только фосфорно-калийные |
Роль биологической азотфиксации | Незначительная | Значительная |
Сидерация | Не используется | Используется |
Использование навоза как удобрения | Незначительное | Значительное |
Механическое воздействие на почву | Значительное | Умеренное |
Эрозия почв | Значительная | Незначительная |
Животноводство | ||
Структура поголовья | Один, реже два вида (или породы) животных | Несколько видов сельскохозяйственных животных |
Обеспечение кормами | За счет пашни, широкое использование привозных кормов | За счет естественных кормовых угодий и пашни |
Химические добавки к кормам | Используются | Не используются |
Контрольные вопросы
1. Когда произошла Зеленая революция, каковы ее результаты?
2. Охарактеризуйте компромиссную систему сельского хозяйства.
3. Каковы перспективы у биологического земледелия?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература