logo
УР в Устойч мир

10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности

Общество УР предполагает высокую экологическую культуру составляющих его индивидуумов. Экологическая культура – это мотивированное отношение к природе в рамках экологического императива, т.е. системы запретов на любые формы использования природы, способные нанести ей существенный ущерб. Основной экологической культуры является экологическая нравственность.

Нравственность заключается в осознании необходимости согласовывать свои действия (или действия группы личностей) с интересами общества. Применительно к задачам рационального природопользования нравственным может быть признано только то, что при использовании природы как общечеловеческого достояния ее не разрушает.

Любое действие, которое способно нанести вред природе, опосредствованно наносит вред всем другим природопользователям. Поэтому безнравственен отстрел лосей или лов рыбы сверх норматива, промысел видов растений или животных, занесенных в Красную книгу, загрязнение окружающей среды с превышением допустимой квоты и т.д.

Сегодня, когда человечество стоит на грани глобального экологического кризиса, возрастает роль «глобальной нравственности»: использование ресурсов одной страной на должно наносить ущерба состоянию природы в других странах. Так, безнравственна практика богатых стран по захоронению отходов и размещению «грязных» производств на территории бедных стран.

В воспитании экологической культуры большую роль играет семья, однако успех этого воспитания во многом зависит от экологического образования в средней и высшей школе.

Экологическое образование направленно на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, формирование экологического мышления и мировоззрения, которые базируются на принципе индивидуальной экологической ответственности. «Экологическая грамотность», по Д.Рудмэну (2000), это, прежде всего, способность соединять, синтезировать знания из набора разных экологических дисциплин, чтобы увидеть общую картину. Основой экологического образования должен быть непрерывный диалог, во время которого идеи формулируются, проверяются ежедневным опытом и пересматриваются. Экологическое образование – непрерывный процесс, который начинается в дошкольных учреждениях и в младших классах школы и продолжается в старших классах школы, в вузах и на специальных курсах переподготовки специалистов.

Контрольные вопросы

1. Что такое экологическая нравственность?

2. Какую роль в построении общества УР должно сыграть экологическое образование?

3. Как реализуется принцип непрерывности экологического образования?