logo
УР в Устойч мир

10.4. Роль религии

Определенный вклад в формирование этического отношения к природе может внести религия, хотя этот вклад не следует переоценивать, особенно когда речь идет о религиях «иудаистского куста», возникших на ближнем Востоке (иудаизм, христианство, ислам). В религиозных догматах этих конфессий обосновывается исключительная роль человека как отражения образа Божия, т.е. антропоцентрический взгляд на мир.

В «Библии» говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». Бытие. 1:26.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле». Бытие. 1:28.

Разумеется, со временем религиозные деятели все яснее осознают опасность такого взгляда и пишут, что в «Библии» говорится о недопустимости получения «сверхприбыли» от природы. (Бог рекомендует заботиться только о хлебе насущном на один день!).

Еще более последовательно о природоохранном значении религии говорят исламисты. В книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» (Гор, 1993) так характеризуется отношение ислама к проблеме охраны природы: «Пророк Мухаммед сказал: «Мир зелен и прекрасен, и Бог назначил вам призирать за ним. Основополагающие концепции ислама, преподаваемые Кораном, – «таухид» (единство), «халифа» (опека, попечительство) и «ахра» (ответственность) – это также столпы экологической этики ислама. Земля суть священное творение Аллаха, и среди множества поучений Мухаммеда по этому поводу есть такое: «Тот, кто посадил дерево и прилежно за ним ухаживает до тех пор, пока оно не вырастет и не начнет приносить плоды, будет вознагражден». Первый мусульманский калиф Абу-Бакир следовал Корану и «хадис» (устной традиции Пророка), когда приказывал своим войскам: «Не рубите дерева, не грязните реку, не вредите животным и всегда оставайтесь милосердными и человечными к творению Бога, даже к своим врагам» (с. 296).

Последовательно экологичны все религии в воспитании скромного образа жизни и ориентировании верующих не на материальные, а на духовные ценности (т.е. в преодолении потребительства). Тем не менее, антиэкологичность религии (причем одинаково всех конфессий) проявляется в отвержении любых форм регулирования числа детей в семье. Эта религиозная инерция является одним из главных тормозов в решении демографической проблемы (см. 3.3).

Вот некоторые высказывания об отношении к богатству и бедности в разных религиозных учениях.

Ислам: «Бедность – моя гордость.» (Магомет).

Христианство: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие.» («Евангелие по Матфею»).

Иудаизм: «Избавь меня от бедности и от богатства.» («Книга притчей Соломоновых»).

Конфуцианство: «Излишество и недостаток равно несовершенны.» (Конфуций).

Даосизм: «Богат тот, кто знает, что имеет достаточно.» («Дао де Цзин»).

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отрицательное влияние религии на процесс построения общества УР?

2. Чем может помочь религия на пути к УР?

3. Приведите несколько «экологических» религиозных заповедей.