logo
УР в Устойч мир

2.3. Особенности перехода рф к ур

Переход РФ к УР имеет свои особенности, порожденные природным комплексом и менталитетом граждан, который формировался на протяжении почти семи десятков лет господства коммунистической идеологии. Государство гарантировало всеобщее обеспечение (хотя бы на невысоком уровне), что способствовало безынициативности граждан. Однако, разумеется, при определении своего варианта «третьего пути» (т.е. отличающегося как от пути развитых стран, так и развивающихся) природные условия играют ведущую роль.

Выбор пути России во многом будет определяться ее холодным климатом: «Достаточно вспомнить, что самый северный крупный город Канады Эдмонгтон лежит на широте Курска, у нас же практически вся страна лежит в районах с более суровым климатом. И если в Канаде на этих широтах плотность населения не превышает 2-х человек на км2, то у нас в подобных условиях живет не меньше 20-ти… В западной Европе, США и Японии для обеспечения принятых стандартов жизни расходуется от 3-5 до 6 т у.т. на 1 человека в год, нам же для обеспечения подобных стандартов, которые естественны для США, необходимо 18 т у.т. Сегодня Россия добывает около 8 т у.т. на 1 человека в год. Сопоставление этих цифр показывает, что в никаком обозримом будущем обеспечить американские жизненные стандарты мы не сможем» (Львов, Моисеев, 1999, с. 18).

Особенности пути России к УР пока не определились. Переход России на модель УР обсуждался на Первом Всероссийском съезде по охране природы (3-5 июня 1995 г.), и 1 апреля 1996 г. Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» – важный программный документ, разработанный в целом в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (см. 11.2). Структура Концепции включает семь частей:

1. Устойчивое развитие – объективное требование времени.

2. Россия на пороге ХХI века.

3. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

4. Региональный аспект устойчивого развития.

5. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.

6. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.

7. Этапы перехода к устойчивому развитию.

Концепция имеет целью обеспечить условия экологического комфорта для жизни нынешнего и будущих поколений и подчеркивает важность экологического нормирования антропогенных нагрузок для поддержания нормального функционирования естественных экосистем. Ее авторы (В.И.Данилов-Данильян и др.) сознавали, что сложности перехода РФ к УР заключаются в неблагоприятной экономической ситуации, которая поставила страну на грань экологического кризиса. В то же время, они подчеркивали, что реализацию Концепции облегчит наличие на территории РФ 8 млн. км2 естественных ландшафтов, которые практически не нарушены человеком и потому играют важную стабилизирующую роль в биосфере.

Это положение достаточно спорно: ненарушенные (и малопродуктивные) экосистемы тундр и восточной Сибири практически не оказывают положительного влияния на индустриализированную и используемую в сельском хозяйстве территорию европейской части РФ. С учетом антиэкологичной структуры хозяйства РФ, которое она получила в наследство от СССР, эти сохранившиеся естественные экосистемы мало помогут регионам, где проживает основная часть населения страны.

Значительное внимание в Концепции уделяется вопросам международного сотрудничества РФ для сохранения биологического разнообразия, защиты озонового слоя, предотвращения антропогенного изменения климата, охраны лесов, борьбы с опустыниванием, развития системы особо охраняемых природных территорий, обеспечения безопасного уничтожения ядерного и химического оружия. Подчеркивалась важность экологической ориентации зарубежных инвестиций с целью недопущения размещения на территории РФ «грязных» производств (последнее уже имеет место в ряде регионов страны, например, в Астраханской и Тюменской областях).

Переход к УР планируется в три этапа. На первом этапе РФ предстоит решить острые социально-экономические проблемы. На втором – осуществить экологически ориентированные структурные преобразования в экономике и социальной сфере. На третьем – реализовать идею гармонизации общества и природы.

К сожалению, Концепция не была подкреплена соответствующими правительственными решениями и потому ее реализация задерживается. В России до сих пор нет ни совета или комиссии, ни утвержденной государственной стратегии УР. Спустя месяц после подписания «Концепции» было принято постановление Правительства РФ «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». В ноябре 1997 г. был разработан проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, который пока никем не рассмотрен и не утвержден. Как отметил член Госдумы Х.А.Барлыбаев (2001), судьба этого проекта никому не известна.

Начавшийся экономический подъем в РФ создает предпосылки для реализации Концепции. Однако по-прежнему в РФ сохраняется сложная экологическая ситуация. Уровень загрязнения окружающей среды снижается крайне медленно, продолжается истощение лесных и энергетических ресурсов, усиливается расслоение общества на богатых и бедных, что противоречит принципам УР. В 1997 г. доходы 20% наиболее обеспеченных россиян в 14,5 раза превышали доходы 20% наименее обеспеченных (в США эта разница составляет 8,9, в Китае – 8,6, в Германии – 6,5, в Японии – 4,3).