2.3. Особенности перехода рф к ур
Переход РФ к УР имеет свои особенности, порожденные природным комплексом и менталитетом граждан, который формировался на протяжении почти семи десятков лет господства коммунистической идеологии. Государство гарантировало всеобщее обеспечение (хотя бы на невысоком уровне), что способствовало безынициативности граждан. Однако, разумеется, при определении своего варианта «третьего пути» (т.е. отличающегося как от пути развитых стран, так и развивающихся) природные условия играют ведущую роль.
Выбор пути России во многом будет определяться ее холодным климатом: «Достаточно вспомнить, что самый северный крупный город Канады Эдмонгтон лежит на широте Курска, у нас же практически вся страна лежит в районах с более суровым климатом. И если в Канаде на этих широтах плотность населения не превышает 2-х человек на км2, то у нас в подобных условиях живет не меньше 20-ти… В западной Европе, США и Японии для обеспечения принятых стандартов жизни расходуется от 3-5 до 6 т у.т. на 1 человека в год, нам же для обеспечения подобных стандартов, которые естественны для США, необходимо 18 т у.т. Сегодня Россия добывает около 8 т у.т. на 1 человека в год. Сопоставление этих цифр показывает, что в никаком обозримом будущем обеспечить американские жизненные стандарты мы не сможем» (Львов, Моисеев, 1999, с. 18).
Особенности пути России к УР пока не определились. Переход России на модель УР обсуждался на Первом Всероссийском съезде по охране природы (3-5 июня 1995 г.), и 1 апреля 1996 г. Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» – важный программный документ, разработанный в целом в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (см. 11.2). Структура Концепции включает семь частей:
1. Устойчивое развитие – объективное требование времени.
2. Россия на пороге ХХI века.
3. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
4. Региональный аспект устойчивого развития.
5. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
6. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
7. Этапы перехода к устойчивому развитию.
Концепция имеет целью обеспечить условия экологического комфорта для жизни нынешнего и будущих поколений и подчеркивает важность экологического нормирования антропогенных нагрузок для поддержания нормального функционирования естественных экосистем. Ее авторы (В.И.Данилов-Данильян и др.) сознавали, что сложности перехода РФ к УР заключаются в неблагоприятной экономической ситуации, которая поставила страну на грань экологического кризиса. В то же время, они подчеркивали, что реализацию Концепции облегчит наличие на территории РФ 8 млн. км2 естественных ландшафтов, которые практически не нарушены человеком и потому играют важную стабилизирующую роль в биосфере.
Это положение достаточно спорно: ненарушенные (и малопродуктивные) экосистемы тундр и восточной Сибири практически не оказывают положительного влияния на индустриализированную и используемую в сельском хозяйстве территорию европейской части РФ. С учетом антиэкологичной структуры хозяйства РФ, которое она получила в наследство от СССР, эти сохранившиеся естественные экосистемы мало помогут регионам, где проживает основная часть населения страны.
Значительное внимание в Концепции уделяется вопросам международного сотрудничества РФ для сохранения биологического разнообразия, защиты озонового слоя, предотвращения антропогенного изменения климата, охраны лесов, борьбы с опустыниванием, развития системы особо охраняемых природных территорий, обеспечения безопасного уничтожения ядерного и химического оружия. Подчеркивалась важность экологической ориентации зарубежных инвестиций с целью недопущения размещения на территории РФ «грязных» производств (последнее уже имеет место в ряде регионов страны, например, в Астраханской и Тюменской областях).
Переход к УР планируется в три этапа. На первом этапе РФ предстоит решить острые социально-экономические проблемы. На втором – осуществить экологически ориентированные структурные преобразования в экономике и социальной сфере. На третьем – реализовать идею гармонизации общества и природы.
К сожалению, Концепция не была подкреплена соответствующими правительственными решениями и потому ее реализация задерживается. В России до сих пор нет ни совета или комиссии, ни утвержденной государственной стратегии УР. Спустя месяц после подписания «Концепции» было принято постановление Правительства РФ «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». В ноябре 1997 г. был разработан проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, который пока никем не рассмотрен и не утвержден. Как отметил член Госдумы Х.А.Барлыбаев (2001), судьба этого проекта никому не известна.
Начавшийся экономический подъем в РФ создает предпосылки для реализации Концепции. Однако по-прежнему в РФ сохраняется сложная экологическая ситуация. Уровень загрязнения окружающей среды снижается крайне медленно, продолжается истощение лесных и энергетических ресурсов, усиливается расслоение общества на богатых и бедных, что противоречит принципам УР. В 1997 г. доходы 20% наиболее обеспеченных россиян в 14,5 раза превышали доходы 20% наименее обеспеченных (в США эта разница составляет 8,9, в Китае – 8,6, в Германии – 6,5, в Японии – 4,3).
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература