Введение
ХХ век был трагическим для биосферы: вследствие бурного роста народонаселения и повышения уровня энерговооруженности человека резко усилилось его влияние на природу. Если до начала научно-технической революции (НТР) природа была в состоянии контролировать формирование этносов (в понимании Л.Н.Гумилева), составляя с ними единое целое, то после НТР саморегуляция в системах «этнос – природа» практически сведена на нет. Обозначились кризисные явления, способные при дальнейшем развитии привести биосферу к экологическому апокалипсису: возрастает уровень загрязнения окружающей среды, истощаются ресурсы – энергетические, минеральные, биологические.
Сложившаяся ситуация вызвала озабоченность мирового сообщества и как ее следствие – появление представлений об устойчивом развитии (УР), под которым понимается экологически ориентированный уклад жизни, обеспечивающий благоприятные условия жизни как для нынешнего поколения, так и для потомков. При УР должна быть обеспечена экологическая безопасность на глобальном, региональном и локальном уровнях (Данилов-Данильян и др., 2001).
Четкая по постановке задачи, концепция УР на сегодняшний день не имеет однозначного толкования. Разные ученые видят «наше общее будущее» по-разному, что в целом соответствует представлениям выдающегося философа ХХ столетия Карла Поппера о невозможности достоверного прогноза судьбы человечества. По существу, сегодня идея УР – это скорее идеология, чем теоретико-концептуальная система, что сближает ее такими понятиями прошлого, как «философский камень» и «вечный двигатель». Впрочем, в истории научной мысли поиск философского камня и вечного двигателя был стимулом научно-технического прогресса (Дрейер, Лось, 1997).
Философский камень не был найден, но в процессе его поисков алхимия переросла в химию, а несостоявшееся изобретение вечного двигателя способствовало развитию механики. Можно полагать, что при разработке концепции УР человечество научится экологическому укладу жизни, альтернативой которому является экологический апокалипсис.
В этом «научении» экологическому укладу жизни важную роль должно сыграть экологическое образование. Во многих странах мира в учебных заведениях преподается предмет «Устойчивое развитие». В 1995 г. в Париже был издан учебник «Sustainable development» объемом 365 страниц. В России были изданы учебные пособия О.К.Дрейера и В.А.Лося (1997) и С.А.Дятлова (1998). Авторы рассматривают свою книгу как вклад в становление предмета «Устойчивое развитие» в вузах России. Этот предмет как специальный курс может читаться для студентов практически всех специальностей – гуманитарных, технических, медицинских, биологических, сельскохозяйственных и т.д.
Содержание пособия пронизано «центристским» пониманием будущего и путей его достижения. Эти представления лежат между полюсами консервационизма («назад в природу») с требованием депопуляции населения планеты до 0,5 млрд. человек и технократической верой в безграничные возможности решения любых проблем за счет достижений науки (вплоть до создания «мира без природы» с превращением биосферы в техносферу с антропогенным регулированием протекающих в ней процессов).
Авторы придерживаются тех положений, которые были наиболее полно сформулированы в документах Международной конференции по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Концепции УР опирается на четыре «краеугольных камня»: вопросы регулирования роста народонаселения, обеспечения энергией, ресурсами и продовольственная безопасность. Именно этим вопросам в пособии уделено основное внимание.
Разумеется, описанное в пособии видение общества УР не является единственно возможным, но представляется авторам наиболее реалистическим.
Многочисленные таблицы, характеризующие различные параметры состояния хозяйства, общества и природы, даны по тексту, а не в приложении. Авторы сделали это умышленно, чтобы стимулировать у читателя аналитический подход к изучению различных проблем, т.к. далеко не все приведенные цифры обсуждаются в тексте, и вызвать рефлексию – размышление над прочитанным. Все разделы завершаются контрольными вопросами, а главы – вопросами для обсуждения на семинарских занятиях. Таким образом, читатель может проконтролировать усвоение материала и подготовиться к его активному обсуждению.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература