logo
УР в Устойч мир

Введение

ХХ век был трагическим для биосферы: вследствие бурного роста народонаселения и повышения уровня энерговооруженности человека резко усилилось его влияние на природу. Если до начала научно-технической революции (НТР) природа была в состоянии контролировать формирование этносов (в понимании Л.Н.Гумилева), составляя с ними единое целое, то после НТР саморегуляция в системах «этнос – природа» практически сведена на нет. Обозначились кризисные явления, способные при дальнейшем развитии привести биосферу к экологическому апокалипсису: возрастает уровень загрязнения окружающей среды, истощаются ресурсы – энергетические, минеральные, биологические.

Сложившаяся ситуация вызвала озабоченность мирового сообщества и как ее следствие – появление представлений об устойчивом развитии (УР), под которым понимается экологически ориентированный уклад жизни, обеспечивающий благоприятные условия жизни как для нынешнего поколения, так и для потомков. При УР должна быть обеспечена экологическая безопасность на глобальном, региональном и локальном уровнях (Данилов-Данильян и др., 2001).

Четкая по постановке задачи, концепция УР на сегодняшний день не имеет однозначного толкования. Разные ученые видят «наше общее будущее» по-разному, что в целом соответствует представлениям выдающегося философа ХХ столетия Карла Поппера о невозможности достоверного прогноза судьбы человечества. По существу, сегодня идея УР – это скорее идеология, чем теоретико-концептуальная система, что сближает ее такими понятиями прошлого, как «философский камень» и «вечный двигатель». Впрочем, в истории научной мысли поиск философского камня и вечного двигателя был стимулом научно-технического прогресса (Дрейер, Лось, 1997).

Философский камень не был найден, но в процессе его поисков алхимия переросла в химию, а несостоявшееся изобретение вечного двигателя способствовало развитию механики. Можно полагать, что при разработке концепции УР человечество научится экологическому укладу жизни, альтернативой которому является экологический апокалипсис.

В этом «научении» экологическому укладу жизни важную роль должно сыграть экологическое образование. Во многих странах мира в учебных заведениях преподается предмет «Устойчивое развитие». В 1995 г. в Париже был издан учебник «Sustainable development» объемом 365 страниц. В России были изданы учебные пособия О.К.Дрейера и В.А.Лося (1997) и С.А.Дятлова (1998). Авторы рассматривают свою книгу как вклад в становление предмета «Устойчивое развитие» в вузах России. Этот предмет как специальный курс может читаться для студентов практически всех специальностей – гуманитарных, технических, медицинских, биологических, сельскохозяйственных и т.д.

Содержание пособия пронизано «центристским» пониманием будущего и путей его достижения. Эти представления лежат между полюсами консервационизма («назад в природу») с требованием депопуляции населения планеты до 0,5 млрд. человек и технократической верой в безграничные возможности решения любых проблем за счет достижений науки (вплоть до создания «мира без природы» с превращением биосферы в техносферу с антропогенным регулированием протекающих в ней процессов).

Авторы придерживаются тех положений, которые были наиболее полно сформулированы в документах Международной конференции по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Концепции УР опирается на четыре «краеугольных камня»: вопросы регулирования роста народонаселения, обеспечения энергией, ресурсами и продовольственная безопасность. Именно этим вопросам в пособии уделено основное внимание.

Разумеется, описанное в пособии видение общества УР не является единственно возможным, но представляется авторам наиболее реалистическим.

Многочисленные таблицы, характеризующие различные параметры состояния хозяйства, общества и природы, даны по тексту, а не в приложении. Авторы сделали это умышленно, чтобы стимулировать у читателя аналитический подход к изучению различных проблем, т.к. далеко не все приведенные цифры обсуждаются в тексте, и вызвать рефлексию – размышление над прочитанным. Все разделы завершаются контрольными вопросами, а главы – вопросами для обсуждения на семинарских занятиях. Таким образом, читатель может проконтролировать усвоение материала и подготовиться к его активному обсуждению.