2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
Авторы этого сценария явно или неявно придерживаются лозунга "Назад в природу", так как следование современной линии наращивания воздействия человека на природу, по их мнению, ведет к гибели человечества.
Алармизм. Консервационизм уходит своими корнями в алармизм (от англ. alarm – тревога, страх) и находится на полюсе, противоположном сциентизму. Алармисты считали, что экологический кризис с трагическими последствиями для человечества (вплоть до полного вымирания) неизбежен. Истоки его – в библейском Апокалипсисе. Более того, уже на пирамиде Хеопса был начертан иероглифический петрограф: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».
Мрачными были пророчества о будущем человечества великого итальянца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который считал неизбежным разрушение человеком природы в результате опустошительных войн. Он писал: "На земле всегда будут происходить опустошительные войны... и смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны" (цит. по: Гладкий, Лавров, 1995).
Крупнейший эволюционист прошлого столетия Ж.Б.Ламарк в своей "Философии зоологии" (1809) рисовал не менее страшные перспективы будущего человечества, хотя считал возможным разрушение природы и без войн, в процессе "созидательного" труда. Он писал, что предначертание человека состоит в том, чтобы уничтожить себя, сделав предварительно непригодной для жизни собственную среду обитания. В эти же годы Т.Мальтус предсказал неизбежность перенаселения в результате значительного превышения темпами роста народонаселения возможностей освоения и производства ресурсов.
В 1919 г. алармистскую брошюру "Финал эволюции" опубликовал крупный ботаник, профессор Воронежского университета Б.М.Козо-Полянский, который утверждал, что человек – инопланетянин, несовместимый с природой планеты Земля, и потому ее разрушение неизбежно. Поразительно, но высказывания Ламарка и Козо-Полянского на много лет опередили трагические последствия "покорения" природы масштаба Чернобыля, Кыштыма, Арала, развитие озоновых дыр, появление кислотных дождей, загрязнение мирового океана, парниковый эффект и т.д.
Алармистскими были представления «Римского клуба» в 60-70-е гг. (см. 2.1).
Консервационизм в России. Представления алармистов были восприняты консервационистами как предостерегающее мировоззрение, которое нацеливает экологическую мысль в направлении поиска выхода из "энтропийной ловушки" и кризиса ресурсов. При этом консервационизм был наиболее популярен в российской социальной экологии 80-90-х гг. ХХ в., что можно объяснить реакцией на длительный период господства сциентизма. «Чтобы разогнуть палку, ее нужно перегнуть», современная российская социальная экология как раз находится в стадии «перегиба палки». Этих взглядов придерживается большинство российских экологов (В.Г.Горшков, В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев, К.Я.Кондратьев, В.А.3убаков, А.Д.Урсул, В.А.Лось, Т.А.Акимова, В.В.Хаскин и др.).
Центральными идеями сценария консервационистов являются необходимость «биотической регуляции биосферы» (Данилов-Данильян, Лосев, 2000; Данилов-Данильян и др., 2001) и утверждение необходимости депопуляции, то есть сокращения населения планеты до 0,5-1,5 млрд. человек. При решении этой задачи человечество сможет уменьшить потребление биологической продукции биосферы в 10 раз (т.е. выполнит условие «принцип 1%»), что позволит резко снизить давление на биосферу и за счет восстановительных сукцессий значительно увеличить площадь естественных наземных экосистем. Не отрицая важности «биотической регуляции», отметим, что для нормального функционирования биосферы большую роль играет и абиотическая регуляция, связанная с процессами испарения воды, фиксации океаном углекислого газа, перемещением твердого вещества при образовании поверхностей выравнивания и т.д. Кроме того, далеко не всякие искусственные экосистемы разрушают естественные круговороты веществ в биосфере. Агроэкосистемы, организованные в соответствии с требованиями экологии, принесут биосфере больше пользы, чем вреда.
По мнению российских консервационистов, только депопуляция позволит нормализовать круговорот углерода (он уподобится тому, который был до научно-технической революции) и обеспечить охрану биологического разнообразия. Снижение потребления энергии позволит перейти на экологически чистые и неисчерпаемые источники энергии. Резко сократится загрязнение окружающей среды и станет возможным умеренное использование ресурсов, что снимет угрозу их истощения (тем более при широком использовании принципа рециклинга). Сельское хозяйство может быть переведено на рельсы органического (т.е. без «химии» – минеральных удобрений и пестицидов), а на смену мегаполисам придут небольшие зеленые города – экосити. Депопуляция, к сожалению, неосуществима (см. 3.3).
Таким образом, несмотря на экологическую привлекательность сценария консервационистов, он, видимо, невыполним в силу социальных причин.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература