1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
Континентальные водоемы, как и моря, страдают от загрязнения. Кроме того, фактором, оказывающим пагубное влияние на многие реки, является большой водозабор, нарушающий их гидрологический режим. Водопотребление в мире постоянно увеличивается. Так, если в 1942 г. оно составляло 1050 км3, то в 1990 г. – уже 4130 км3, в 2000 г. – превысило 5000 км3. В РФ в 2000 г. водопотребление составило 85,9 км3, в том числе 69,1 км3 из поверхностных водных источников, около 11,6 куб. км3 из подземных источников и 5,2 км3 морской воды.
Тяжелая экологическая ситуация сложилась во многих пресноводных экосистемах мира. Река Колорадо полностью зарегулирована многочисленными плотинами и водозаборами, на полив забирается до 90% речного стока. Практически исчезла великая река Хуанхэ, воды которой также разобраны на полив. Кроме того, на ее водном режиме отрицательно сказалось сведение лесов в водосборном бассейне.
В большинстве районов РФ потребляется воды больше, чем допускает естественный норматив водопотребления, соответствующий скорости возобновления забираемой воды (20-30% речного стока), причем ситуация ухудшается. Так, водопотребление в реках Волжского бассейна с 1960 г. по 1990 г. нарастало со скоростью 1 км3 в год и увеличилось в 1,6 раза. Чрезмерно высокое водопотребление отмечается из рек Центральной Азии, что приводит к их гибели – так случилось с реками бассейна Аральского моря. Превышение допустимых норм водозабора из рек Сырдарьи и Амударьи стало причиной усыхания Аральского моря (см. 6.1.4).
Нарушен гидрологический режим в бассейне реки Волги (здесь на 8% территории России проживает 42% населения страны). Реки этого бассейна, и в первую очередь сама Волга, испытывают влияние гидротехнических сооружений, которых только на Волге и Каме – 14 (самое крупное – Куйбышевское водохранилище), и выбросов от большого числа предприятий в городах, расположенных на берегах Волги и ее притоков.
Главными загрязнителями бассейна реки Волги являются жилищно-коммунальное хозяйство (59,8%) и промышленность (35%). Доля сельского хозяйства сравнительно невелика – 5,2%. Основные загрязняющие вещества: хлориды, сульфаты, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ). В стоках некоторых предприятий содержатся ртуть и кадмий. В сельскохозяйственных стоках растворены удобрения и пестициды.
К числу сильнозагрязненных относятся пресноводные экосистемы бассейна реки Москва, в которые ежегодно сбрасывается 100 тыс. т твердых веществ и 1 тыс. т нефтепродуктов. Самой загрязненной в этом бассейне является река Яуза, в которой концентрация большинства загрязняющих веществ превышает ПДК в 50-100 раз.
В Центральной Европе к числу сильно загрязненных рек относится Дунай, в бассейне которого проживает 80 млн. европейцев. Замеры вблизи устья реки у румынского г. Галац показали, что содержание меди в воде за последние десять лет увеличилось в 10 раз, марганца – в 9, олова – в 2 раза. Только 30-40% сбрасываемых в Дунай сточных вод подвергается очистке.
От загрязнения страдают озера. В самое большое озеро Европы – Ладожское, воды которого питают Неву, а значит, и Санкт-Петербург, сбрасывают свои отходы 290 предприятий, в том числе 15 крупных комбинатов (и самый опасный из них – гигант целлюлозно-бумажной промышленности Сясьский комбинат). Содержание питательных элементов в воде повышено в 20-30 раз, что вызвало процесс эвтрофикации озера.
В озеро Байкал сбрасывает ядовитые стоки крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Для разбавления его стоков ежесуточно используется 300 м3 байкальской воды, его влияние распространяется на площадь 35 км2. Кроме того, в окрестностях комбината находится 20 накопителей, в каждом из которых по 1 млн. т опасных отходов. Фильтрация из этих накопителей сделала воду в окрестных колодцах непригодной для питья. Загрязняют Байкал и другие промышленные предприятия, расположенные в окружающих его городах, а также водный транспорт. По Байкалу ходят 400 судов, сбрасывающих в воду в сумме около 8 т нефтепродуктов в год.
В то же время в мире есть немало примеров уменьшения загрязнения рек и озер. Значительно улучшилась ситуация на Рейне, в недалеком прошлом – «сточной канаве» без рыбы. Благодаря модернизации предприятий, расположенных на берегах реки, уровень загрязнения настолько снизился, что в Рейне появился лосось (хотя использовать в пищу его нельзя, так как он накапливает ртуть, содержание которой в воде пока превышает норму). Улучшается ситуация на Эльбе, Сене, Темзе, Великих Американских озерах, Женевском озере.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература