logo
УР в Устойч мир

9.1. Экономические механизмы рационального природопользования

В последние десятилетия осознание важности экономических факторов для построения УР привело к формированию специальной науки – экологической экономики. В результате внедрения принципов экономической экологии антиэкологичное природопользование становится экономически невыгодным. В составе экономической экологии несколько основных разделов.

Платное природопользование. Этот подход был сформулирован в «законе» Б.Коммонера «Ничто не дается даром». Платное природопользование является главным стимулом экономии ресурсов (см. 7.3-7.5) и снижения уровня загрязнения окружающей среды. Способность естественных экосистем к самоочищению также является ресурсом биосферы, причем важнейшим.

Для внедрения платного природопользования необходимо определять стоимость ресурсов, которые используются. Стоимость исчерпаемых источников энергии, сырья для промышленности и биологических ресурсов определяется затратами на их добывание, транспортировку, переработку в конечный продукт и ценой этого продукта. То, что проще добыть и ближе расположено к месту потребления, стоит дешевле. На рыночную цену ресурса, кроме того, влияет и его исчерпаемость: чем ресурса меньше, тем он дороже. Например, цены на сырье для производства фосфорных удобрений непрерывно растут вследствие дефицита этого ресурса. В отличие от азота, круговорот которого закрытый, или от калия, запасы которого в биосфере очень велики, ресурсы фосфора на суше ограничены и его круговорот – открытый. В итоге фосфор, добытый как полезное ископаемое и переработанный в удобрение, постепенно вымывается с полей в океан.

Плата за загрязнение окружающей среды (принцип «загрязняющий платит») определяется исходя из самоочистительной способности экосистем (в первую очередь водных). Аналогично определяется плата за рекреационные услуги. Во всех случаях учитываются затраты, необходимые для восстановления экосистем. Плата за загрязнение окружающей среды включает:

– оплату предприятием выделенной квоты на загрязнение (сумма квот определяется экологической емкостью экосистем, т.е. их способностью утилизировать загрязняющие вещества, не разрушаясь);

– штрафные платежи за загрязнение сверх установленных квот (как правило, штрафы во много раз выше, чем оплата в пределах квоты).

В ряде стран составляются специальные «промышленные соглашения» между предприятиями и правительством по сокращению объема выбросов диоксида углерода. Если эти соглашения не выполняются, то на виновных накладываются высокие штрафные санкции. При этом соглашениями охвачена большая часть предприятий, виновных в выбросах диоксида углерода (табл. 48).

Таблица 48

Промышленные соглашения о снижении выбросов диоксида углерода и повышении эффективности использования энергии в некоторых странах (по Флейвину и Данну, 1999)

Страна

Доля охвата предприятий-энергопотребителей, %

Цели соглашения

Контролирующая структура

Нидерланды

90

20-процентное повышение эффективности к 2000 г. от уровня 1989 г.

Правительственное агентство

Германия

80

20-процентное сокращение выбросов к 2005 г. от уровня 1990 г.

Независимый институт

Япония

60

10-20-процентное сокращение выбросов к 2010 г. от уровня 1990 г.

Правительственное агентство

Аналогично определяются квоты на рубку леса – их сумма соответствует лесосеке, т.е. способности леса в течение года восстановить изъятую массу древесины за счет прироста. Также должны определяться квоты на пастбищный корм, однако пока этого не делается, что превратило пастбищную дигрессию в глобальный фактор, угрожающий биологическому разнообразию.

Важным экономическим рычагом при платном природопользовании становится учет экстерналий, т.е. невозобновимых ресурсов, которые используются в процессе производства. В настоящее время экстерналии крайне слабо влияют на окончательную цену продукта. Как пишут Э.Вайцзеккер и др. (2000), «…цены не отражают полных издержек производства. Еще меньше цены отражают предполагаемую стоимость истощения ресурсов и деградацию окружающей среды. Эксплуатация окружающей среды приводит к тому, что цены вводят в заблуждение как производителей, так и потребителей, относительно действительной стоимости» (с. 273).

Наглядный пример тому – «бум подсолнечника» в степных районах России. Культура считается высокорентабельной, однако если включить в стоимость конечного продукта (подсолнечного масла) стоимость разрушения плодородия почв, для компенсации которого необходимо много органических и минеральных удобрений, то ситуация изменится. И неизбежно возрастет себестоимость подсолнечного масла, оно уже не станет столь рентабельным. «Если цены начнут отражать экологические издержки, продукция и фирмы, наносящие ущерб окружающей среде, лишатся конкурентного преимущества, которым они сегодня часто пользуются» (Вайцзеккер и др., 2000, с. 279).

В настоящее время каждый урожай подсолнечника (при внесении удобрений в дозе 10-15 кг действующего вещества и 1 т органических удобрений на 1 га, да еще при несбалансированных севооборотах) приводит к снижению плодородия почв, измеряемому потерей 1 ц зерновых с гектара. Учет экстерналий заставит экологизировать технологию возделывания подсолнечника, и обеспечить сохранение плодородия почв.

Платное природопользование должно стать основой реформирования экономики России: «Если мы хотим всерьез реформировать нашу экономику, сделать ее эффективной, придать ей социальную направленность, преодолеть дальнейшее обнищание населения, то необходимо, в первую очередь, отказаться от символического налогообложения природно-ресурсного потенциала…Одним из важнейших элементов третьего пути, основой его экономики авторы считают переход к системе рентного налогообложения» (Моисеев, Львов, 1999: с. 22-23).

Таким образом платное природопользование включает определение стоимости экологического ущерба, который понимается как вся совокупность изменений окружающей среды при использовании ресурсов, включая затраты на ее восстановление. Так, при оценке ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, учитываются затраты на восстановление окружающей среды, на изменение технологий с целью снижения загрязнения, на профилактику и лечение населения. Могут учитываться также затраты на расход воды для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Экологическим ущербом является уничтожение особей редких видов флоры и фауны, а также редких сообществ и экосистем. Существуют таксы, оценивающие этот ущерб, однако они достаточно произвольны.

Разработка системы экологически ориентированных государственных инвестиций.

Государства за счет средств налогоплательщиков инвестируют выполнение различных экологических программ, что улучшает условия жизни тех, кто дал деньги на реализацию этих мероприятий. Например, правительство ФРГ взяло на себя 50% расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне реки Рейн (см. 6.2.4). Правительство Японии широко использует инвестиции в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгодным, чем использование первичного сырья (предприятия по выпуску батареек получают дотации за сложность переработки старых батареек). В США государство периодически выкупает у фермеров пашню и засаживает эти земли лесом, что восстанавливает плодородие почв и улучшает общую экологическую ситуацию на сельскохозяйственных землях.

В развитых странах в настоящее время доля экологических инвестиций составляет 1,5-2,0% ВВП, планируется довести долю затрат «на экологию» до 10%. В РФ в разных регионах на экологические цели затрачивается от 0,5 до 3% бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка, и в целом объемы экологических инвестиций по сравнению с 1990 г. снизились в 4-5 раз (Кулагина, Думнов, 2000).

В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, на охрану водных ресурсов, атмосферного воздуха, рекультивацию земель и обеззараживание отходов в Японии затрачивается соответственно 23, 50, 7 и 26% от всей суммы затрат, в США – 41, 39, 7 и 20%, а в РФ – 69, 14, 13 и 4%. Высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в РФ связана с несовершенством технологий на большинстве предприятий, что заставляет идти на расходы по созданию очистных сооружений. Значительная доля расходов на рекультивацию земель связана с широким распространением в РФ открытого способа добычи полезных ископаемых.

В целом в мире происходит сокращение субсидий, поощряющих антиэкологичные технологии. Так, к примеру, в середине 80-х гг. Бельгия, Франция, Япония, Испания и Великобритания полностью ликвидировали субсидии на угольную отрасль энергетики. В 1988 г. Бразилия прекратила предоставление инвестиций крестьянам, которые расчищают земли в районе Амазонки.

В РФ важной частью экономических механизмов природопользования являются экологические фонды, которые формируются за счет за счет платного природопользования, т.е. средств, поступающих от предприятий, организаций и граждан. Экологические фонды позволяют осуществлять негосударственные инвестиции в экологические проекты.

Экологические налоги. Взимание налогов за антиэкологичную деятельность (с последующим их использованием для экологических инвестиций) широко распространено в развитых странах. В США, к примеру, взимаются высокие налоги за моторное масло и парковку автотранспорта, что стимулирует снижение отрицательного влияния автотранспорта на окружающую среду (см. 7.2). Сверхвысокие налоги на бензин (60 центов на литр!) введены во многих европейских странах (Германии, Италии, Нидерландах). В ряде стран сформировались системы экологического налогообложения (табл. 49).

Таблица 49

Примеры отдельных систем экологического налогообложения

(по Рудмэну, 2000)

Меры политики, страна, год введения

Описание, результаты

Налогообложение токсичных отходов, Германия, 1991 г.

Производство токсичных отходов снизилось за 3 года более чем на 15%

Налоги на загрязнение воды, Нидерланды, 1970 г.

Налоги – главный фактор сокращения на 72-99% промышленных выбросов тяжелых металлов в воды, контролируемые регионами

Налог на выбросы оксидов серы, Швеция, 1991 г.

Одна треть 40-процентного сокращения выбросов в течение 1989-1995 гг. – за счет введения налога

Налог на вещества, разрушающие озоновый слой, США, 1990 г.

Сокращение и принудительное постепенное прекращение производства

Налог на выбросы диоксида углерода, Норвегия, 1991 г.

Выбросы на 3-4% меньше, чем они были бы в отсутствие налога

Во всех развитых странах постоянно увеличиваются энергетические налоги за выбросы углерода. Так, за 1 т углерода взимается плата (в долларах США): в Дании – 2-24 в Швеции – 13,10, в Норвегии – 4,6-15,3, в Финляндии – 1,9, в Нидерландах – 1,2-1,6. Кроме того, в большинстве стран мира приняты налоги, ориентированные на создание стимулов для перехода на использование энергии из нетрадиционных источников (табл. 50).

Таблица 50

Налоговые стимулы, поощряющие использование энергии из возобновимых источников (1997 г., по Флейвину и Данну, 1999)

Страна

Налоговый стимул

Закупочная цена

Австрия

Налоговая скидка для производителей фотоэлектрических элементов

Надбавки в некоторых районах

Дания

15%-ный кредит на ВЭУ; льготы в размере 4,2 цента за кВт/час; скидки с налогов на энергию, СО2, НДС

85% от розничной цены за энергию, произведенную на ВЭУ

Франция

Налоговые скидки при использовании фотоэлектрических элементов и ВЭУ

Надбавки в размере 4,8 цента за 1 кВт/час энергии, произведенной на ВЭУ

Германия

50-67-%-ный кредит для приобретения фотоэлектрических элементов

65-90% розничной цены за энергию фотоэлектрических элементов и ВЭУ (10 центов за 1 кВт/час)

Япония

50-67%-ный кредит для приобретения фотоэлектрических элементов

100% розничной цены за энергию фотоэлектрических элементов и ВЭУ (18 центов за 1 кВт/час)

Нидерланды

Льготы в размере 8 центов за 1 кВт/час энергии, полученной на ВЭУ; уменьшение энергетического налога на 11,5%; освобождение от налога на СО2; налоговое освобождение для инвесторов в экологический фонд

Нет

Швеция

35%-ный кредит для приобретения ВЭУ; льготы в размере 1,2 цента за 1 кВт/час энергии, полученной на таких установках

Нет

США

Льготы в размере 1,5 цента за 1 кВт/час энергии, полученной на ВЭУ и биотехнологических установках; 1,4 цента за 1 кВт/час энергии, полученной на ВЭУ и биотехнологических установках с «замкнутым циклом», принадлежащих штатам или муниципалитетам; 10-процентная скидка на инвестиции для фотоэлектрических элементов, геотермальных установок; льготы по ускоренной амортизации на федеральном и местном уровнях

Нет

Имеется опыт использования экологических налогов для регулирования роста народонаселения в Китае (см. 3.3), однако эта система стимула малодетных семей вызывает серьезные возражения мирового сообщества в силу нарушения прав человека.

При построении общества УР общей тенденцией будет частичное перемещение налогов с доходов населения на ущерб окружающей среде. Будут повышаться налоги на сжигание отходов и размещение их на свалках, продажу электроэнергии, пестицидов, хлорсодержащих растворов и батареек.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается природоохранная роль платного природопользования?

2. Какие задачи преследует система экологически ориентированных государственных инвестиций?

3. Приведите примеры эффективных экологических налогов.