1.1. Общая характеристика техносферы
Вся история человечества – это история усиления его влияния на природу. В этой истории было три важных этапа, носивших характер революций (Марфенин, 2002). Первая – неолитическая революция – была связана с переходом многих народов примерно 10 тыс. лет тому назад от кочевого к оседлому образу жизни с началом земледелия. Вторая – индустриальная революция – началась в XVII-XVIII вв. в Западной Европе в связи с большими достижениями в механике, изобретениями всевозможных устройств, интенсификацией выплавки железа, добычи угля и изобретения парового двигателя. Вскоре в XIX-XX вв. последовала третья – научно-техническая революция, вызванная бурным прогрессом науки и технологии.
Именно после этой третьей революции, когда уровень производства повысился в десятки раз, стали говорить о техносфере, как биосфере, существенно преобразованной влиянием хозяйственной деятельности человека (табл. 1).
Таблица 1
Усиление влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу
в ХХ в. (по Акимовой и др., 2001, с дополнениями)
Показатель | Начало века | Конец века |
Валовой мировой продукт, млрд. долл. США Энергетическая мощь мирового хозяйства, Твт Площадь пахотных земель, млн. га Численность населения, млрд. чел. Потребление пресной воды, км3 Площадь лесопокрытых территорий, млн. км2 Прирост площади пустынь, млн. км2 Сокращение числа видов, % Площадь суши, вовлеченная в техносферу (исключая Антарктиду), % | 60 1 750 1,6 360 57,5 – –
20 | 25000 14 1500 6 5000 50,0 1,7 20
60 |
За 100 лет мировое потребление энергии увеличилось в 14 раз (удваивалось в среднем каждые 27 лет), суммарное потребление первичных энергоресурсов превысило 400 млрд. т. Использование черных металлов возросло за столетие в 8 раз, еще интенсивнее был рост использования цветных металлов. В тысячу раз возросло производство самодвижущегося транспорта, и выпуск автомобилей приблизился к 50 млн. единиц в год. Вторая половина столетия, кроме того, характеризовалась интенсивной химизацией сельского хозяйства. За этот период было произведено 6 млрд. т минеральных удобрений и свыше 400 тыс. т различных химических соединений (в основном пестицидов) для сельского хозяйства.
По данным съемок из космоса, на суше сохранилось менее 30% земель, не вовлеченных в техносферу. Этот показатель существенно различается на разных материках (табл. 2).
Таблица 2
Площади суши с ненарушенными, частично нарушенными и нарушенными естественными экосистемами (по Данилов-Данильян и др., 2001)
Континент | Общая площадь, тыс. км2 | Ненарушенная территория, % | Частично нарушенная территория, % | Нарушенная территория, % |
Европа | 8 759,3 | 15,6 | 19,6 | 64,9 |
Азия | 53 311,6 | 43,5 | 27,0 | 29,5 |
Африка | 33 958,3 | 48,9 | 35,8 | 15,4 |
Сев. Америка | 26 179,9 | 56,3 | 18,8 | 24,9 |
Юж. Америка | 20 120,3 | 62,5 | 22,5 | 15,1 |
Австралия | 8 487,3 | 62,3 | 25,8 | 12,0 |
Антарктида | 13 209,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 |
Вся суша | 162 052,7 | 51,9 | 24,2 | 36,3 |
Вся суша1 | 134 904,5 | 27,0 | 36,7 | 36,3 |
1 Без учета ледяных, скальных и оголенных поверхностей. |
Современное состояние биосферы в первую очередь зависит от восьми стран – «экологических тяжеловесов» (Э-8), которые объединяют более 50% населения Земли, мирового экономического производства, выброса углерода, лесного хозяйства и биоразнообразия (табл. 3).
Таблица 3
Восемь «экологических тяжеловесов» (по Флейвину, 1998)
Страна | Доля, % | ||||
в мировом населении | в мировом валовом продукте | в выбросе углерода | в мировых запасах леса | во флоре цветковых | |
1996 | 1994 | 1995 | 1990 | 1990 | |
США | 5 | 26 | 23 | 6 | 8 |
Россия | 3 | 2 | 7 | 21 | 9 |
Япония | 2 | 17 | 5 | 0,7 | 2 |
Германия | 1 | 8 | 4 | 0,3 | 1 |
Китай | 21 | 2 | 13 | 4 | 12 |
Индия | 17 | 1 | 4 | 2 | 6 |
Индонезия | 4 | 0,7 | 1 | 3 | 8 |
Бразилия | 3 | 2 | 1 | 16 | 22 |
Э-8, всего | 56 | 59 | 58 | 53 | – |
Главными глобальными последствиями хозяйственной деятельности человека являются: нарушение литосферы, загрязнение атмосферы (и как следствие – парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди) и гидросферы (океана, пресных надземных и подземных вод), деградация наземных экосистем (уменьшение залесенности планеты, опустынивание, разрушение почв, снижение биоразнообразия).
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература