8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
Сохранение биоразнообразия является одним из важнейших требований при построении общества УР. Решение этой задачи возможно на популяционно-видовом и экосистемном уровнях, причем первый вариант менее эффективен, чем второй.
Популяционно-видовой уровень охраны природы. Он включает:
1. Охрану видов в используемых экосистемах. Это осуществляется путем наложения запрета на сбор красиво цветущих растений, на заготовку тех видов лекарственных трав, популяции которых уже ослаблены интенсивной эксплуатацией, на промысел редких видов птиц, млекопитающих, отдельных видов рыб, на отлов редких видов бабочек и жуков и т.д.
Успешность охраны флоры и фауны зависит от многих факторов. Причинами ослабления и даже уничтожения популяций, кроме чрезмерной добычи, могут быть разрушение местообитаний, вселение новых видов-конкурентов, вытесняющих охраняемый вид, загрязнение и т.д. Кроме того, любой вид связан с другими организмами, и, например, чтобы сохранить популяцию крупного хищника нужно позаботиться о популяциях его жертв и условиях для их нормальной жизни. По этой причине охрана популяций отдельных видов в эксплуатируемых человеком экосистемах часто бывает малоэффективной.
2. Разведение видов под контролем человека. Животных разводят в зоопарках, растения – в ботанических садах. Существуют и специальные центры размножения редких видов: Окский государственный журавлиный питомник, Приокско-Террасный зубровый питомник и др. На многочисленных рыбозаводах разводят рыб редких видов, молодь которых выпускают в реки и озера. В Швеции, ФРГ, Австрии, Франции после разведения в неволе в леса реинтродуцирована рысь, в России – зубр, в Монголии – лошадь Пржевальского. Сохранению видов способствует и деятельность любителей-садоводов, аквариумистов.
Впечатляющие успехи по охране видов диких животных достигнуты в США. Так, в период с 1900 по 1990 г. количество бизонов увеличилось с 1 тыс. до 75 тыс. особей, каланов – от практически полного исчезновения до 100 тыс., вилорогих антилоп – с 13 тыс. до 1 млн., белохвостых оленей – с 500 тыс. до 15 млн. особей.
3. Создание генных банков. В генных банках хранятся семена растений, замороженные культуры тканей и половые клетки (чаще сохраняют замороженные сперму), из которых можно получить животных или растения. Известнейшим является созданное Н.И.Вавиловым Национальное хранилище мировых ресурсов сортов, расположенное в Кубанской станции бывшего Всесоюзного института растениеводства им. Н.И.Вавилова. Там под землей в 24 комнатах при постоянной температуре +4,5оС сохраняется 400 тысяч образцов семян. Общее количество семенных образцов в генных банках мира превышает 6 млн. Так, количество образцов (в тыс.) составляет: для пшеницы 850, риса 420, кукурузы 262, сои 176, фасоли обыкновенной 268,5, сорго 155,5, картофеля 31, хлопчатника 48 (Таксил, 2000). Банки замороженных клеток исчезающих видов животных созданы в ряде научных центров мира (в том числе в Пущино-на-Оке).
Экосистемный уровень. Для охраны биоразнообразия на экосистемном уровне создаются охраняемые природные территории (ОПТ). По современным представлениям ОПТ должны быть объединены в систему – экосеть (СОПТ), в которой ОПТ-ядра соединены коридорами более или мене сохранившихся естественных экосистем (леса, пастбища, овраги). В составе ОПТ есть территории, которые полностью охраняются (заповедники), и те, где охрана природы сочетается с использованием для рекреационных целей (национальные парки, пригородные леса, водозащитные зоны, санаторно-курортные местности и т.д.). В некоторых ОПТ второго типа допускается умеренное сельскохозяйственное использование.
Поскольку доля ОПТ во всем мире увеличивается и по рекомендациям ООН должна достигнуть в обществе УР 1/3 территории планеты, идут активные процессы интеграции ОПТ в социально-экономическую сферу. В этом случае в охране и регламентированном использовании ОПТ активное участие принимает население, а за счет их использования в рекреационных целях (в первую очередь для экологического туризма, при котором отдых сочетается с экологическим просвещением) эти территории дают доход, что позволяет перевести охрану природы на самоокупаемость.
Важной задачей охраны биоразнообразия является контроль за процессом внедрения заносных видов (см. 1.5.5).
Контрольные вопросы
1. Чем различаются популяционно-видовой и экосистемный уровни охраны биоразнообразия?
2. Расскажите о способах охраны биоразнообразия на популяционно-видовом уровне.
3. Каковы рекомендации ООН о доле ОПТ для обеспечения охраны биоразнообразия?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература