8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
Бурный прогресс в деле развития ОПТ отмечается в конце ХХ в. Сегодня доля ОПТ в мире достигла 8,83% и насчитывает более 30 тысяч охраняемых территорий (Марфенин, 2002), но различается в разных странах (табл. 47). Доля лесов, охваченных различными формами охраны, приблизилась к 10%.
Таблица 47
Доля ОПТ от общей территории некоторых стран мира (1995 г.)
Страна | % | Страна | % |
Австралия | 7,3 | Нидерланды | 7,1 |
Австрия | 28,3 | Новая Зеландия | 23,6 |
Азербайджан | 5,5 | Норвегия | 30,5 |
Аргентина | 1,7 | Польша | 9,6 |
Армения | 7,4 | Португалия | 6,4 |
Белоруссия | 4,1 | РФ | 3,1 |
Болгария | 4,4 | Румыния | 4,6 |
Бразилия | 4,2 | Сенегал | 11,3 |
Великобритания | 20,9 | Словакия | 12,8 |
Венгрия | 6,8 | США | 13,4 |
Венесуэла | 36,3 | Таджикистан | 4,2 |
Германия | 27,0 | Танзания | 15,6 |
Дания | 32,3 | Туркменистан | 4,2 |
Израиль | 15,0 | Турция | 1,4 |
Индия | 4,8 | Узбекистан | 2,0 |
Индонезия | 10,6 | Украина | 1,6 |
Иран | 5,1 | Финляндия | 6,0 |
Италия | 7,3 | Хорватия | 10,7 |
Казахстан | 2,7 | Чехия | 15,8 |
Камбоджа | 16,2 | Чили | 18,9 |
Канада | 10,0 | Швейцария | 8,8 |
Киргизия | 3,6 | Швеция | 13,3 |
Китай | 6,4 | Эквадор | 43,1 |
Коста-Рика | 13,7 | Эстония | 12,1 |
Латвия | 12,6 | ЮАР | 5,4 |
Литва | 10,0 | Ямайка | – |
Монголия | 10,3 | Япония | 6,8 |
Превысили уровень, рекомендованный ЮНЕСКО или приблизились к нему Эквадор, Венесуэла, Дания, Германия, Норвегия, Австрия. Около 20% территории охраняется в Великобритании, Новой Зеландии, Чили. Остальным странам еще предстоит расширять систему ОПТ. Эта задача решается тем легче, чем меньше природные условия подходят для развития интенсивного сельского хозяйства. Наименее болезненна для экономики страны организация ОПТ в условиях гор, пустынь и маргинальных земель, т.е. допускающих лишь ограниченное сельскохозяйственное использование. При этом преобладающим типом ОПТ в странах с рыночной экономикой являются природные и национальные парки, в которых вместо жесткой запретительной системы, вызывающей противостояние природоохранных организаций и местного населения, организовывается их сотрудничество.
В индийском штате Западная Бенгалия 320 тыс. га полулистопадных лесов на засоленных землях управляются совместно жителями деревни и государственным департаментом лесов, причем, сельские жители принимают на себя основную ответственность за патрулирование близлежащих лесов. В результате состояние лесов улучшилось: они обеспечивают жителей дровами, дикими плодами и лекарствами, что не вредит общему благополучному состоянию экосистем (Таксил, 2000).
В большинстве стран, несмотря на платность рекреационных услуг и сохранение некоторых форм сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования в этих ОПТ, охрана биоразнообразия проводится при значительных инвестициях государства. Большую роль в богатых странах, особенно в США, играют частные пожертвования, что является престижным и нередко используется при рекламе деятельности коммерческих фирм.
Самые большие охраняемые территории мира: Гренландский национальный парк (7 млн. га), Центрально-Калахарский резерват в Ботсване (свыше 5 млн. га), резерваты «Врангеля – Св. Ильи» (5 млн. га) и «Ворота Арктики» на Аляске (свыше 3 млн. га) в США.
Контрольные вопросы
1. Назовите старейшие ОПТ мира.
2. Какие страны являются лидерами по доле ОПТ?
3. Можно ли использовать территорию ОПТ для хозяйственных целей?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература