logo search
УР в Устойч мир

11.3.1. Охрана атмосферы

Главными проблемами охраны атмосферы, которые решает мировое сообщество, являются уменьшение трансграничных переносов веществ, загрязняющих атмосферу (в первую очередь оксидов серы и азота, вызывающих кислотные дожди), снижение выбросов диоксида углерода и сохранение озонового слоя атмосферы.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979) положила начало международному сотрудничеству в деле охраны атмосферы. Подписавшие ее страны обязались сотрудничать при организации мониторинга атмосферного загрязнения и обмениваться информацией, консультациями и результатами научных исследований в этом направлении.

Проблема ограничения выброса парниковых газов. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Целью Конвенции было ограничение выброса парниковых газов. Важным документом, конкретизирующим Конвенцию и регламентирующим выбросы диоксида углерода, является «Киотский протокол» (1997), который предлагает странам ограничить выбросы диоксида углерода и повысить его сток за счет увеличения площади лесов. Те страны, у которых выбросы превышают сток (большинство стран), должны компенсировать это соответствующими платежами странам, у которых величина стока превышает выбросы (Австралия, Канада, Бразилия). Документ создал предпосылки для торговли квотами на выбросы.

Страны Европейского Союза обязались сократить выбросы в среднем на 8%, США – на 7%, Япония – на 6%. России, Украине, Новой Зеландии, Норвегии на первом этапе (2002-2012 гг.) предстояло не превышать уровень базисного 1990 г. Австралии, Исландии, Португалии, Греции, Ирландии разрешено увеличить выбросы. В целом в процессе нормализации круговорота углерода России как обладательнице больших площадей естественных экосистем отводится особое место.

В «Протоколе» было предложено увеличить налоги на использование ископаемых углеродистых энергоносителей и на выбросы в атмосферу диоксида углерода: сумма этих налогов должна соответствовать степени негативного влияния выбросов диоксида углерода в окружающую среду. Такие экологические налоги уже введены в Дании, Финляндии, Нидерландах, Норвегии, Швеции. В большинстве развитых стран введены льготы для производителей энергии из нетрадиционных источников (снижены налоги, выделяются льготные кредиты на приобретение электрических элементов и ветроэнергетических установок и т.д.).

Киотское соглашение многократно изменялось и дополнялось, в частности, менялись квоты на выбросы. По мнению К.Флейвина и С.Данна (1999), «Киотский протокол» позволил за последние годы достичь значительных положительных результатов, которые подготовили почву для серьезных успехов в последующий период.

И тем не менее, пока ежегодное общее количество выбросов диоксида углерода в атмосферу продолжает нарастать. США вообще вышли из «Киотского протокола», заявив, что он наносит ущерб национальным интересам страны, а доля ее выбросов диоксида углерода составляет 23%, причем в период 1990-1995 гг. количество выбросов возросло на 6,2%. Колоссальное увеличение выбросов этого газа в атмосферу наблюдается в странах третьего мира: Индонезия – на 38,8%, Китай – на 27,5%, Индия – на 27,7%. При этом особенно опасен вклад Китая, т.к. его доля в глобальных выбросах составляет 13,3% (вклад России – 7,2%). За этот период сократили выбросы диоксида углерода только Германия (на 10,2%) и Россия (на 27,4%). Хотя последнее было связано с уменьшением объема производства. В последние годы выбросы диоксида углерода промышленностью России вновь увеличиваются.

У «Киотского протокола» есть принципиальные противники, которые считают, что это соглашение дает преимущества богатым странам покупать квоты и уходить от необходимости модернизации технологии и уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода. Оппоненты утверждают, что «Киотский протокол» не ориентирует мировое сообщество на развитие альтернативной энергетики, не сопровождающейся выбросами диоксида углерода. Особенно активно выступают против этого документа представители общественных экологических движений в ФРГ. В частности, известный эколог Г.Шеер оценивает этот протокол как капитуляцию перед угрозой потепления климата. В этой стране принят соответствующий закон, стимулирующий развитие энергетики на основе ВИЭ (см. 4.3).

Проблема защиты озонового экрана. Главными международными документами, имеющими задачи защиты озонового слоя Земли, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и «Монреальский протокол» (1987), который подписали 150 стран (через 10 лет их число увеличилось до 163). В основе протокола лежит гипотеза М.Молина о том, что главными разрушителями озона в атмосфере являются хлорфторуглеродистые соединения (ХФУ). Уже в начале 80-х гг. в США, Швеции, Норвегии и Канаде было запрещено использование ХФУ в аэрозольных упаковках.

Согласно соглашению стран-участниц «Монреальского протокола», они разделены на три уровня по производству озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения:

первая группа – страны, производящие не более 0,3 кг;

вторая группа – страны, производящие более 0,3 кг;

третья группа – страны, не подписавшие «Монреальский протокол».

Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся – на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специальный многосторонний фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля над выполнением принятых решений утвержден специальный Комитет. Встречи участников Протокола на уровне министров проходят ежегодно.

Все страны-участницы Протокола ищут приемлемую альтернативу ОРВ. Практически она уже найдена при производстве аэрозолей и вспененных полимерных материалов. Наибольшие трудности внедрения озонобезопасных веществ – при производстве холодильного оборудования, хотя ряд немецких, швейцарских и некоторых других европейских фирм с успехом заменили ХФУ на изобутан.

России оказывается помощь: в 1995 г. Совет Глобального экологического фонда (ГЭФ) и Совет Международного банка реконструкции и развития (МБРР) приняли решение о выделении гранта в 60 млн. долларов США для поэтапного сокращения потребления ОРВ в России. Предусматривалось за счет этих средств реализовать проекты по выведению из потребления ОРВ на ряде предприятий, где они производятся или используются. Однако имеются значительные сложности с получением этих средств (строгие требования к оформлению заявок), и потому к началу 1998 г. сумма уменьшилась до 17 млн. долларов. Все получаемые средства должны расходоваться на приобретение оборудования в странах-донорах.

«Монреальский протокол» содержит элементы нелогичности и политизированности (Соловьянов, 1998). В частности, страны второй группы могут продолжать наращивать производство ОРВ (в Китае и Индии с момента подписания Протокола до 1995 г. производство ОРВ утроилось). Кроме того, от реализации программы Протокола в первую очередь выигрывают мощные химические магнаты, которым легче перестроить свое производство, чем более мелким предприятиям. Есть мнение, что полная реализация «Монреальского протокола» нанесет мировой экономике ущерб в 3-5 триллионов долларов. Тем не менее, этот документ является одним из наиболее эффективных. По данным ООН, с 1986 по 1998 гг. потребление ХФУ сократилось с 1,1 млн. т до 156 тыс. т.

Контрольные вопросы

1. Какие международные соглашения были приняты для контроля уровня выбросов диоксида углерода в атмосферу?

2. Как выполняются эти соглашения?

4. Что такое «Монреальский протокол»?