6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
Особой наиболее опасной и трудно утилизируемой фракцией являются РАО – все радиоактивные и зараженные материалы, образующиеся в процессе использования радиоактивности человеком и не находящие дальнейшего применения.
Типы РАО. К РАО относятся отработанные тепловыделяющие элементы АЭС (ТВЭЛы), конструкции АЭС при их демонтаже и ремонте, обладающие радиоактивностью части медицинских приборов, рабочая одежда сотрудников АЭС и др. РАО должны храниться или захораниваться таким образом, чтобы была исключена возможность их попадания в окружающую среду.
Различают три типа РАО: низкоактивные – активность менее 0.1 Ku/м3; среднеактивные – от 0.1 до 100 Ku/м3; высокоактивные – свыше 100 Ku/ м3.
Низкоактивные РАО образуются в процессе добычи и обогащения урановой руды. Их количество сегодня превышает 500 млрд. т (Усманов, 2001).
Основным источником средне- и высокоактивных РАО являются АЭС (переработка 1 т ТВЭЛов дает 0.9 м3 высокоактивных и 150 м3 среднеактивных РАО), которые могут работать по схеме открытого (захоронение РАО) или закрытого (переработка РАО) топливного цикла.
Возможности переработки РАО. Переработка РАО получила распространение в Великобритании и Франции, где АЭС работают по закрытому топливному циклу. В РФ имеются крупные предприятия по переработке РАО – «Маяк» в Челябинской области и комбинат в Красноярске. На «Маяке» создана самая крупная в мире электропечь для остекловывания РАО.
Однако мощности предприятий по переработке РАО в мире очевидно недостаточны. При переводе всех АЭС Европы на замкнутый цикл количество РАО значительно превысит возможности их переработки. К 2000 году в Европе уже накопилось около 6 тыс. т высокоактивных РАО, а в США – не менее 20 тыс. т.
Захоронение РАО в литосфере. При открытом топливном цикле для обезвреживания РАО используется так называемая многобарьерная технология. РАО выдерживаются на территории АЭС во временных хранилищах под водой в течение 2-10 лет. За это время примерно в 1000 раз снижается выделение тепла и в 100 раз понижается радиоактивность. Далее, после упаковки (остекловывание, смешивание с битумом, бетоном) РАО в течение 30-50 лет находятся под наблюдением во временных хранилищах на глубине 5-10 м, после этого возможно их окончательное захоронение в прочные геологические формации (предпочтительнее – пласты каменной соли).
В местах сохранения и захоронения РАО проводится постоянный дозиметрический контроль радиационной обстановки, который координируется МАГАТЭ. Используется автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО).
В РФ имеется 227 хранилищ РАО, из которых 81 уже законсервированы. По состоянию на 1991 г. только на 9 действующих АЭС РФ накоплено 90 тыс. м3 упаренных жидких и более 60 тыс. т твердых РАО. В Московской области имеется 20 временных хранилищ РАО, каждое емкостью около 5 тыс. м3.
Значительные сложности представляет захоронение демонтируемых блоков АЭС, срок службы которых составляет 40-60 лет. Возможен как демонтаж блоков и их подземное захоронение, так и создание надземных могильников (подобных чернобыльскому саркофагу). В настоящее время демонтаж и захоронение отработавших ядерных блоков в РФ отстает от потребности в этом экологически необходимом этапе топливного цикла. В итоге старые атомные блоки в не утилизированном состоянии хранятся под Екатеринбургом и Воронежем. Ждут своей очереди утилизации и 150 атомных подводных лодок, которые стоят у причалов Баренцева и Белого морей и на Камчатке.
Захороненение РАО в море. До 1984 г. широко практиковалось захоронение РАО в морях (США, Великобритания, Россия, Япония). Только США сбросили в море к этому времени больше 90 тысяч контейнеров с высоко- и среднеактивными РАО. РФ в этот период сбрасывала в моря все РАО атомного военного и морского флота, что составило в год 18-20 тыс. м3 жидких и 6-7 тыс. м3 твердых отходов (часть их запаковывалась в стальные контейнеры с толщиной стенки не менее 3 мм, часть сбрасывалась в неупакованном виде). С 1967 по 1976 гг. в океане захоронено 46 тыс. т РАО, основная часть которых сбрасывалась на глубину около 4500 м примерно в 1000 км от побережья Европы. За 40 лет (до 1992 г.) СССР затопил в водах Северного Ледовитого океана 15 реакторов, отслуживших свой срок на атомных подводных лодках, топливные элементы с атомохода «Ленин» и 13 аварийных реакторов с подводных лодок (при этом шесть затопленных реакторов были с не выгруженным ядерным топливом).
Море приняло в свои глубины упавшие атомные бомбы, самолеты и подводные лодки с ядерным оружием. 21 января 1968 г. атомный бомбардировщик США упал в океан недалеко от поселка Туле (Гренландия). Повышенная концентрация плутония была зарегистрирована в радиусе 15 км от места падения самолета. В Баренцевом море в 300 км от Норвегии на глубине 1680 м покоится затонувшая атомная подводная лодка «Комсомолец» с ядерным ректором и двумя торпедами с ядерными боеголовками. Общее число затонувших подводных лодок с ядерными реакторами (включая «Курск», затонувший в 2001 г.) составляет 6.
В настоящее время захоронение РАО в океане запрещено международной конвенцией, так как при длительном нахождении под водой возможно разрушение контейнеров и выход в окружающую среду плутония и его изотопов, обладающих высокой радиоактивностью и длительным физическим периодом полураспада.
Проблема плутония. По существу отходом является и плутоний, радиоактивный элемент, который не встречается в природе. Он образуется в реакторах АЭС и входит в состав РАО. Плутоний обладает физическим периодом полураспада 24110 лет (биологический период полураспада – 120 лет). Это – высокоактивный элемент, 1 г плутония, попавший в окружающую среду, может вызвать от 4000 до 1 млн. случаев заболевания человека раком.
Плутоний – основа создания ядерных бомб. В настоящее время общее количество «мирного» (т.е. накопленного в результате переработки радиоактивных отходов и хранящегося на территории АЭС) и военного (получаемого в результате демонтажа ядерных боеголовок) плутония в мире превышает 200 т. Это вызывает тревогу во многих странах и является объектом постоянного внимания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
В Японии разрабатываются новые схемы ядерных реакторов, в которых можно «сжечь» плутоний. Видимо, это самый эффективный вариант решения проблемы.
Контрольные вопросы
1. Какие типы РАО различают по их активности?
2. Чем отличаются открытый и закрытый топливные циклы АЭС?
3. Как решается проблема плутония в атомной энергетике?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература