7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
Город потребляет огромное количество чистой воды, которую «изрыгает» в загрязненном состоянии, т.е. превращает в бытовые стоки, загрязняющие те же водоемы, из которых идет водозабор.
Водопотребление в разных странах мира. Международная санитарно-гигиеническая норма воды на одного человека составляет около 235 л в сутки. Эта норма не превышается в большинстве европейских стран (потребляется 150-160 л воды на человека). В городах России один житель в среднем расходует 400 л воды в сутки (в Москве и Санкт-Петербурге – до 1000 л).
Превышение норм водопотребления во многих странах связано с потерями воды из-за неисправности труб и сантехники. В странах третьего мира эти потери составляют до 60%. В Маниле утечка воды из водопроводных сетей и ее незаконное использование приводит к потерям в размере 58%, в то время как в Сингапуре, где трубы находятся в лучшем состоянии, непродуктивный расход не превышает 8% (О’Меара, 2000).
Контроль водопотребления. С учетом прогноза дальнейшего роста городов проблема обеспечения водоснабжения все более осложняется. Однако для ее решения практика уже выработала ряд эффективных мер:
– вводится платное пользование, причем с повышающейся ценой за воду. Несмотря на то, что это давит на бедные слои населения, платное потребление воды способствует повышению ее качества, а, следовательно, благотворно сказывается на здоровье горожан. В квартирах устанавливаются счетчики, что стимулирует использование водосберегающих домашних технологий мытья посуды, стирки, использования воды для ванн и душей (и просто умывания), экономных смывных бачков для туалетов и т.д. Например, в 1988 г. индонезийский город Богор решился на первый шаг для того, чтобы улучшить водоснабжение населения. В квартирах были установлены счетчики и повышены тарифы. В результате горожане стали более экономно использовать воду, ее расход снизился на 1/3, что позволило подключить к системе водоснабжения значительное количество семей, раньше не имевших этой возможности;
– для экономии питьевой воды ее подают в дома по отдельному водопроводу. По другому водопроводу поступает техническая вода для бытовых нужд;
– используется дождевая вода, пригодная для для санитарных нужд и полива. В Токио, большая часть территории которого покрыта асфальтом и бетоном, дожди вызывали сильный подъем уровня водоемов, в которые стекали дождевые потоки, и при этом происходило истощение запасов грунтовых вод. Город организовал сбор дождевой воды, установив на крышах 579 городских зданий резервуары, которые собирают эту бесплатную воду;
– количество доброкачественной воды увеличивается за счет защиты водосборов от загрязнения. Так, Нью-Йорк планирует закупить на 300 млн. долларов земли на севере штата, чтобы защитить водоразделы, обеспечивающие город питьевой водой. Это позволит достичь значительной экономии на строительстве новой фильтрационной системы.
В тех случаях, когда отсутствует возможность повысить качество водопроводной питьевой воды, используют бутилированную воду, извлекаемую из земных глубин и горных ручьев. Кроме того, во всем мире получили распространение разнообразные системы местной очистки воды.
Очистка бытовых стоков. Решение этой сложной технологической проблемы облегчается при разделении бытовых и промышленных стоков. В этом случае очистка бытовых стоков возможна на полях фильтрации (мелководья с водной растительностью) и их использование для орошения плантаций, где возделываются определенные культуры, например, многолетние травы. В Израиле, где разделяются промышленные и городские стоки, удается повторно вовлекать в бытовое использование до 70% воды.
В России бытовые стоки составляют половину объема сброса всех сточных вод. В Москве объем бытовых стоков превышает 2 млрд. м3/год, в Санкт-Петербурге – 1 млрд. м3/год. Свыше 200 млн. м3/год составляют бытовые стоки Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Челябинска, Красноярска, Омска, Екатеринбурга.
Контрольные вопросы
1. Какие пути экономии воды в городе вы знаете?
2. Как может сказаться повышение платы за воду на ее расходовании?
3. Расскажите о том, как можно уменьшить вред от бытовых стоков окружающей среде?
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература