4.5. Энергосбережение
Энергосбережение – это важнейший дополнительный энергосырьевой источник, один из важных элементов стратегии создания общества УР. За последние 20 лет удельное энергопотребление в мире на единицу ВВП уменьшилось более чем на 25%. Необходимо дальнейшее энергосбережение во всех сферах жизни: в промышленности, на транспорте, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Энергосбережение в промышленности. Эта область хозяйства обладает воистину неисчерпаемыми ресурсами энергосбережения. Оно включает:
– использование энергосберегающих технологий. Так, к примеру, в металлургии переход от мартеновского способа плавки стали к конверторному способу позволяет затрачивать на производство 1 т готового продукта в 2 раза меньше энергии. Во многих случаях энергосбережение достигается за счет использования вторичных ресурсов. Так, в 10 раз экономится энергия, если сталь выплавляется не из чугуна (а тот – из руды), а из металлолома. В 3 раза меньше затрачивается энергии на производство стекла из битой посуды, по сравнению с процессом варки его из первичного сырья;
– снижение тепловых потерь при децентрализации производства электроэнергии. Небольшие блок-ТЭЦ мощностью от 100 кВт до 10 МВт, расположенные в подвальных этажах жилых зданий, позволяют использовать тепловые отходы для отопления. Блок-ТЭЦ вызывают незначительное загрязнение атмосферы;
– оптимизацию территориальной структуры производства и уменьшение длины перевозок: переработка металлолома без транспортировки на металлургические комбинаты, замена больших хлебозаводов минипекарнями, гигантов пивоваренной промышленности минипивоварнями и т.д.
Энергосбережение на транспорте. Этот ресурс энергосбережения может быть реализован путем экологизации автомобильного транспорта (см. 7.2) и повышения КПД тепловозов, теплоходов, электровозов, самолетов и т.д.
Энергосбережение в сельском хозяйстве. Возможно существенное уменьшение затраты антропогенной энергии на каждую единицу производимого сельскохозяйственного продукта. Высокий потенциал энергосбережения может быть раскрыт при:
– полном использовании внутреннего биологического потенциала агроэкосистем (биологической азотфиксации, использования органических удобрений, применения получаемого из навоза биогаза для обогрева животноводческих помещений, сухого земледелия, разведения холодостойких пород животных и т.д., см. 5.2);
– использовании новой сельскохозяйственной техники (более легкой, с широкозахватными и комплексными агрегатами, снижающими количество проходов техники по полю);
– внедрении энергосберегающих технологий обработки почвы (безотвальной и особенно минимальной обработки) и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (сушка зерна, хранение овощей и фруктов и т.д.);
– уменьшении транспортных расходов за счет приближения ферм к полям, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно в хозяйстве.
Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве. Много энергии можно сэкономить в быту, так как большую часть энергии человек затрачивает на систему жизнеобеспечения (энергия пищи составляет не более 5-7%). Так, флюоресцентная лампочка мощностью в 18 Вт дает столько же света, сколько лампочка накаливания в 75 Вт. Замена ими ламп накаливания позволит сократить потребление электроэнергии на освещение примерно в 4 раза. Кроме того, новые лампочки в 7 раз долговечнее, чем старые, что позволит экономить и ресурсы.
Теплоизоляция стен даже в самых холодных районах позволит резко сократить расходы энергии на обогрев жилья. Вместо печи будет достаточно одного небольшого электронагревателя. Имеется принципиальная возможность сократить примерно в 2 раза расход электроэнергии при использовании холодильников, телевизоров и т.д. Сегодня самым жестким является шведский стандарт, который допускает теплопотери зданий не более 50-60 кВт-час/год на 1м2, а в Германии он равен 200. В принципе, можно сократить порог теплопотерь до 15 кВт-час/год (Кондратьев, 1998).
Трудно даже представить, какую экономию энергии можно получить при ликвидации расточительства тепла в жилищах россиян.
В США в 1972 г. энергопотребление среднего холодильника составляло 3,36 Втч/год, в 1993 г. стандарт был снижен до 1,16 Вт-час/год. В Дании сегодня это значение составляет 0,45, причем, планируется его уменьшение до 0,26 (Вайцзеккер и др., 2000).
Весьма любопытно, что в развивающихся странах, где основными источниками энергии являются некоммерческие (в первую очередь древесина), ставится вопрос об улучшении конструкций домашних очагов. При открытых очагах КПД использования энергии составляет всего 10%, более совершенная закрытая конструкция позволяет повысить КПД в 2-3 раза, что способствует сохранению лесов.
Возможности энергосбережения весьма велики, что можно проиллюстрировать табл. 24, в которой показана энергоемкость ВВП в разных странах.
Таблица 24
Показатели энергоемкости производства (т нефтяного эквивалента на 100 долларов ВВП) в некоторых странах мира
Страна | Энергоемкость |
Япония Англия Германия Франция Норвегия США Канада Россия | 0,17 0,20 0,21 0,21 0,22 0,28 0,36 0,61 |
Цифры таблицы свидетельствуют, что ресурсы энергосбережения особенно велики в России, где на единицу ВВП затрачивается энергии в 2-3 раза больше, чем в развитых странах.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные пути развития энергосбережения в промышленности.
2. Какие резервы экономии энергии имеются в сельском хозяйстве?
3. Как можно снизить затраты энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве?
4. Сравните энергоемкость производства в РФ и в развитых странах.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература