logo search
УР в Устойч мир

3.1. От Мальтуса к неомальтузианству

Первые научные подходы к проблеме динамики народонаселения обычно связывают с именем английского экономиста и священника Т. Мальтуса (1766-1834), однако корни представлений о необходимости ограничить рост народонаселения уходят во времена глубокой древности. Они цитируют высказывание китайского философа Хань Фея (умер в 233 г. до н.э.): «В древности мужчины не пахали, а для пропитания хватало диких трав и древесных плодов, женщины не ткали, а для одежды хватало звериных шкур. Усилий не прилагали, а для жизни хватало, народ был малочисленным, а запасов было в избытке, поэтому в народе не было борьбы. Поэтому не применялось строгих наказаний, а народ управлялся сам собой. Ныне иметь пять детей не считается слишком много, а у каждого из них имеется еще пять детей, дед еще не умер, а имеет двадцать пять внуков. Поэтому народ такой многочисленный и испытывает недостаток в припасах; трудится изо всех сил, а пропитания на всех не хватает. Поэтому в народе идет борьба. И даже удвоив награды и ужесточив наказания, не избежать смут» (Дрейер, Лось, 1997: с. 57).

Мальтус сформулировал свою демографическую концепцию на основе несложных арифметических расчетов. Ему удалось доказать, что численность народонаселения, как и «скорость размножения живых существ» в широком контексте, возрастает в геометрической прогрессии, количество пищи, получаемой в процессе производственно-хозяйственной деятельности человека – в арифметической. В итоге при отсутствии факторов, которые замедляют рост народонаселения (болезни, войны), неизбежно перенаселение. Взгляды Мальтуса воспринял Ч.Дарвин, и его концепция борьбы за существование как основы естественного отбора по своей природе является мальтузианской.

Теоретическому наследию Мальтуса, мягко говоря, не повезло. Его приняли на вооружение немецкие нацисты для обоснования необходимости уничтожения «неарийских» рас и многократно подвергали жестокой критике классики марксизма-ленинизма. К.Маркс писал о том, что воззрения Мальтуса пронизаны «глубокой низостью мысли», а Ф.Энгельс считал их «самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата». В период господства марксистско-ленинской философской доктрины ярлык «мальтузианец» был одним из самых опасных для его носителя.

Однако в 50-60-е гг. ХХ века, когда произошел демографический взрыв, возродился интерес к мальтузианству. В СССР реабилитация наследия Мальтуса произошла лишь в 80-е гг. и была связана с именем Н.Ф.Реймерса. В итоге «…возникло неомальтузианство – мировоззрение, акцентирующее внимание на современных тенденциях воздействия высоких приростов народонаселения на динамику» (Дрейер, Лось, 1997, с. 58). В рамках неомальтузианских построений главное внимание уделяется поиску механизма воздействия на демографические процессы – разработке программ ограничения рождаемости, планирования семьи и т.д. Таким образом, сегодня есть все основания считать Т.Мальтуса ключевой фигурой в развитии экологии и становлении концепции УР.

Вопросы регулирования роста народонаселения обсуждались на нескольких Всемирных конференциях ООН (Рим, 1954; Белград, 1965; Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994).