1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
Биологическим загрязнением называется «…проникновение (естественное или благодаря деятельности человека) в эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства видов организмов, чуждых данным сообществам и устройствам и обычно там отсутствующих» (Реймерс, 1990, с.131). Поэтому как биологическое загрязнение следует рассматривать «великое переселение» видов животных и особенно растений в новые районы, которое происходит благодаря человеку. Часть заносных видов (их называют адвентивными, а процесс их расселения – адвентивизацией) распространилась благодаря натурализации – одичанию инорайонных растений или животных, которые были интродуцированы с целью введения в культуру.
Широко известны примеры натурализации растений. Клен американский и робиния ложноакациевая в настоящее время без участия человека заселяют нарушенные местообитания. Натурализуются просо, подсолнечник, конопля, портулак, огуречная трава и многие другие растения. Однако, как правило, натурализация чаще происходит при нарушении естественных экосистем, так как в этих условиях легче найти свободную экологическую нишу. Впрочем, иногда натурализовавшиеся виды могут массово внедряться и в естественные сообщества, что произошло, например, с кактусами в Австралии, зверобоем в Америке, элодеей канадской в Европе.
Значительный экономический ущерб нанесла странам тропического и субтропического поясов натурализация водного гиацинта (эйхорнии). Это плавающее на поверхности воды растений с красивыми цветками в 80-х гг. XIX в. было завезено из Южной Америки во многие страны в чисто декоративных целях. Быстро размножаясь и расселяясь по рекам и озерам, это растений образует на их поверхности мощные плавающие «ковры», которые препятствуют судоходству и забивают оросительные каналы и трубы. Для борьбы с гиацинтом приходится применять гербициды и специальные драги, но этот вид продолжает активно размножаться. «Противоядия» от него до сих пор нет. Аналогично натурализовалась и сальвиния назойливая.
Достаточно часто отмечается и натурализация животных. Известны случаи натурализации лошадей (цаммароны в Южной Америке и мустанги в Северной Америке были одичавшими лошадьми, которых завезли европейцы), верблюдов, собак, кошек. В Австралии завезенные из Европы быстроногие кролики, которых не могли догнать медлительные сумчатые волки, так размножились, что по сей день являются серьезными конкурентами овец и коров за корм. Пострадала от натурализации природа Новой Зеландии, куда в порядке «обогащения» природы было завезено около 600 видов животных, из которых прижились 40 видов млекопитающих и 25 видов птиц. Это привело к исчезновению многих аборигенных видов животных и растений Особенно большой ущерб нанесли натурализовавшиеся опоссум и европейский олень. Платой за обогащение орнитофауны Гавайских островов, которую пополнили 53 натурализовавшихся вида, была гибель 26 эндемичных видов. Исчезновению местных видов птиц способствовали натурализовавшиеся нутрии, крысы, мангусты и кошки. Пчела, завезенная в Америку из Африки с целью получения продуктивного гибрида, натурализовавшись, оказалась очень агрессивной и уничтожала местных пчел. Кроме того, от ее укусов погибли сотни людей.
Еще больший ущерб биоразнообразию нанесли заносные виды, которые распространились благодаря человеку, но помимо его воли. Растения расселялись при любых миграциях человека (кочевья, военные походы, торговые маршруты и т.д.). Однако особенно активным переселение растений с материка на материк стало после открытия Америки Колумбом. При этом поток заносных видов, особенно растений, из Европы в Америку оказался более мощным, чем в обратном направлении. Значительное число видов африканских трав попало в Южную Америку вместе с черными рабами (в настоящее время именно эти травы преобладают в травяном ярусе южноамериканских саванн).
На сегодняшний день картина адвентивизации флор разных материков выглядит следующим образом: Северная Америка – 19%, Австралия – 17%, Южная Америка – 13%, Европа – 9%, Африка – 7%, Азия – 7%. Максимальная доля заносных видов выявлена в сельскохозяйственных и городских экосистемах – 31%, далее следуют леса умеренной полосы, во флоре которых их доля достигает 22%. В биоме средиземноморских склерофитных кустарников также много заносных видов – 17%. Этот показатель резко снижается в альпийской растительности (11%), в саваннах (8%) и пустынях (6%).
К числу заносных относится большинство сорных растений, которые распространялись из района в район с культурными растениями, а также многие рудеральные растения, распространяющиеся при нарушении человеком естественных экосистем. На юго-востоке европейской части России быстро расселяются агрессивные рудеральные виды из родов амброзия и циклахена, которые образуют чистые заросли.
Не менее опасным является биологическое загрязнение организмами-паразитами. Так, из пойменных лесов Средней России из-за голландской болезни, которую вызывает патогенный гриб Ceratocystis ulmi, выпал вяз. В начале века в США вместе с интродуцированным каштаном из Китая был завезен паразитический гриб Endonthia parasitica. Гриб в течение 50 лет практически уничтожил американский зубчатый каштан, который был широко распространенным доминантом широколиственных лесов США. Гибель каштана ускорялась тем, что ослабленные паразитом растения проигрывали в конкуренции с другими доминантами лесов – дубами, кариями и др. В результате этой самой крупной ботанической катастрофы погибло 3,5 млрд. деревьев (Небел, 1993).
Драматическими были последствия распространения вируса коровьей чумы (rinderpest) в саваннах Африки (McNaughton, 1992). Под влиянием этого вируса, который первоначально вызвал болезнь у домашнего скота, а затем поразил многие виды диких крупных копытных животных, резко снизилась нагрузка фитофагов на растительность саванны, и в первую очередь – на ее древесно-кустарниковый компонент. Кустарники и деревья стали бурно разрастаться, подавляя травы, что усилило последствия пожаров, которые при таком сомкнутом древесном пологе стали более частыми. После пожаров деревья отрастали плохо и замещались кустарниками, корневища которых позволяли им сохраняться во время пожара.
Только в 70-е годы, когда удалось снять влияние на экосистемы вируса коровьей чумы, вылечив от болезни домашний скот, поставлявший паразита популяциям диких животных через выделения слюны на пастбищах, где их выпас чередовался, процесс был остановлен. Плотность популяций крупных фитофагов восстановилась, и соответственно стал восстанавливаться баланс между древесно-кустарниковым и травяным компонентами экосистемы саванны.
- Миркин б.М., Наумова л.Г. Устойчивое развитие
- Оглавление
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу 7
- Введение
- Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу
- 1.1. Общая характеристика техносферы
- Контрольные вопросы
- Разрушение литосферы
- Контрольные вопросы
- 1.3. Загрязнение атмосферы
- 1.3.1. Общая характеристика
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Усиление парникового эффекта
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Разрушение озонового слоя
- Контрольные вопросы
- 1.3.4. Кислотные дожди
- Контрольные вопросы
- 1.4. Влияние на гидросферу
- 1.4.1. Загрязнение мирового океана
- Контрольные вопросы
- 1.4.2. Нарушение континентальных водоемов
- Контрольные вопросы
- 1.4.3. Влияние на подземные воды
- Контрольные вопросы
- 1.5. Разрушение экосистем
- 1.5.1. Снижение биоразнообразия
- Контрольные вопросы
- 1.5.2. Уничтожение лесов
- Контрольные вопросы
- 1.5.3. Разрушение пахотных почв
- Контрольные вопросы
- 1.5.4. Опустынивание
- Контрольные вопросы
- 1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем
- Контрольные вопросы
- 1.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
- 2.1. К истории формирования концепции ур
- 2.2. Сценарии перехода к ур
- 2.2.1. Сценарий 1: сциентистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.2. Сценарий 2: консервационистский
- Контрольные вопросы
- 2.2.3. Сценарий 3: центристский
- Контрольные вопросы
- 2.3. Особенности перехода рф к ур
- Контрольные вопросы
- 2.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 3. Демографическая проблема
- 3.1. От Мальтуса к неомальтузианству
- Контрольные вопросы
- 3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего
- 20 Крупнейших стран в 2050 г. (ранжированных по численности
- Контрольные вопросы
- 3.3. Возможности управления демографическим процессом
- 3.4. Демографическая ситуация в России
- Контрольные вопросы
- 3.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 4. Энергетическая проблема
- 4.1. Характеристика современной энергетики
- 1000 МВт, работающих на разных видах ископаемого топлива
- 4.2. Прогноз энергетики будущего
- 4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики
- 4.3.1. Гелиоэнергетика
- 4.3.2. Ветроэнергетика
- Контрольные вопросы
- 4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики
- Контрольные вопросы
- 4.4. Перспективы развития атомной энергетики
- 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
- 4.5. Энергосбережение
- 4.6. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 5. Продовольственная безопасность
- 5.1. Современное состояние
- 5.2. Зеленая революция и ее альтернатива
- 5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности
- 5.4. Генетически модифицированные растения
- 5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана
- 5.6. Продовольственная безопасность России
- 5.7. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 6. Ресурсы и отходы
- 6.1. Проблемы обеспечения ресурсами
- 6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов
- 6.1.2. Исчерпаемость ресурсов
- 6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов
- 6.1.4. Экономия ресурсов воды
- 6.1.5. Ресурсы древесины
- 6.2. Проблема уменьшения количества отходов
- 6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами
- 6.2.2. Переработка промышленных отходов
- 6.2.3. Очистные сооружения
- 6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов
- 6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение
- 6.2.6. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий
- 6.3. Ограничения «материальной революции»
- 6.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 7. Урбанизация
- 7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов
- 7.2. Проблемы городского транспорта
- 7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков
- 7.4. Обеспечение энергией
- 7.5. Переработка бытовых отходов
- 7.6. Озеленение
- 7.7. Каким быть городу будущего?
- 7.8. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 8. Сохранение биологического разнообразия
- 8.1. Уровни сохранения биоразнообразия
- 8.2. История охраны биоразнообразия в мире
- 8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия
- 8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России
- 8.4. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов
- 9.1. Экономические механизмы рационального природопользования
- 9.2. Развитие экологического менеджмента
- 9.3. Роль экологических законов
- 9.4. Заключение
- Глава 10. Нравственно-этические проблемы
- 10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности
- 10.2. Преодоление потребительства
- 10.3. Роль общественных экологических движений
- 10.4. Роль религии
- 10.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Глава 11. Роль международного сотрудничества
- 11.1. Глобализация мирового сообщества
- 11.3. Основные направления международного сотрудничества
- 11.3.1. Охрана атмосферы
- 11.3.2. Охрана мирового океана
- 11.3.3. Охрана биоразнообразия
- 11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации
- 11.5. Заключение
- Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Заключение
- Литература