logo search
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

3.5. Государственная экологическая экспертиза

Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен статьей 14 ФЗ «Об ЭЭ», Положением утвержденным постановлением Правительства РФ [50], и конкретизирован по деталям Регламентом ГЭЭ, утвержденным приказом федерального специально уполномоченного на тот момент ведомства (Госкомэкологии России) [51].

Ряд вопросов организации, проведения и финансирования ГЭЭ регламентируются другими постановлениями Правительства Российской Федерации [52,53,54 и др.] и нормативными актами федеральных министерств и ведомств РФ [55,56,57,58,59,60,61,62 и др.].

Правовые положения по организации и проведению ГЭЭ определяют:

Государственную экологическую экспертизу организуют специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы (СУО). В качестве таковых, сегодня только Департамент ГЭЭ Министерства природных ресурсов и его территориальные подразделения имеют право и полномочия организовывать и проводить ГЭЭ. В зависимости от масштаба и характера намечаемой деятельности экспертиза проводится на федеральном уровне или уровне субъекта РФ (см. ст. 11 и 12 ФЗЭЭ-1995). Орган ГЭЭ формирует независимую экспертную комиссию, которая анализирует представленную на ГЭЭ документацию. Результатом государственной экологической экспертизы является заключение, которое может быть положительным или отрицательным, причем положительное заключение является одним из необходимых правовых условий для осуществления намечаемой деятельности.

Основания и условия проведения ГЭЭ. Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности проведения экологической экспертизы, она должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам на основании представления материалов в экспертизу. Косвенно, через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы прослеживается ещё одно основание для её проведения – решение соответствующего уровня государственного органа. При этом единственное прямое законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

По Регламенту ГЭЭ она проводится на основании:

Статьи 11 и 12 закона [21] конкретизирует ряд случаев проведения повторной экологической экспертизы, но только по объектам, ранее получившим положительное заключение экспертизы. К ним относятся:

Не менее важным для эколого-правовой практики является определение условий проведения экологической экспертизы, которые закреплены в Законе “Об экологической экспертизе” (ст. 14). Такими условиями являются: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов; материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью; предварительная оплата проведения государственной экологической экспертизы заказчиком документации, подлежащей экспертизе и др.

Непосредственными участниками-субъектами организации и проведения ГЭЭ, имеющими правомочия и ответственность в области экологической экспертизы, являются:

Субъекты организации и проведения ГЭЭ имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [21].

  1. Заказчиком объекта ГЭЭ является юридическое или физическое лицо – инициатор намечаемой хозяйственной деятельности (его доверенное лицо), заказчик документации, представившие материалы объекта ГЭЭ на государственную экологическую экспертизу.

  1. Организатором государственной экологической экспертизы являются МПР России или его Главные управления по субъектам РФ, в зависимости от отнесения объекта ГЭЭ к федеральному уровню или уровню субъекта Федерации. Непосредственно экспертизу организуют специализированные подразделения.

Организатор государственной экологической экспертизы обязан:

МПР России в соответствии со своими полномочиями:

МПР России вправе поручить организацию и проведение ГЭЭ по объекту федерального уровня.

Главное управление (ГУ) МПР России по субъекту федерации имеют полномочия, права и обязанности, определенными ст.8 Федерального закона «Об экологической экспертизе», обладают исключительным правом организации и проведения ГЭЭ (кроме объектов федерального уровня), а также могут реализовать права и полномочия субъекта Российской Федерации в области ГЭЭ, предоставленные ему установленным порядком.

ГУ МПР России осуществляют функции по организации и проведению ГЭЭ через свое подразделение, специализированное в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.

  1. Экспертная комиссия ГЭЭ непосредственно проводит экспертизу материалов ГЭЭ, руководствуясь правовыми, нормативными актами в области экологической экспертизы.

Экспертная комиссия образуется организатором ГЭЭ на основании требований статей 15 и16 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В зависимости от экологической значимости намечаемой деятельности (отнесения объекта ГЭЭ к классификационной группе) экспертные комиссии образуются как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) ГУ МПР России.

  1. Органы местного самоуправления в части ГЭЭ:

  1. Граждане и общественные организации, чьи интересы затрагиваются реализацией объекта ГЭЭ, имеют право:

Процедура или официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы составляет основу этого экспертного процесса, включая в себя 5 стадий: назначение экспертизы и её организацию; сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации; формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа; разрешение споров и (при необходимости) проведение повторной экспертизы.

Принципиально то, что МПР России и его территориальные органы призваны заниматься организацией экспертизы, а её проведение в основном ложится на специалистов, обладающих научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу – внештатных экспертов, (хотя указанный орган вправе включать в состав экспертных комиссий своих штатных сотрудников).

Заключение, подготовленное экспертной комиссией после общественных слушаний или обсуждения в средствах массовой информации, утверждается руководителем (зам. руководителя) СУО, после чего приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы и становится обязательным для всех её участников.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным органом ГЭЭ экспертизы и теряет ее в случае: доработки объекта по замечаниям ранее проведенной экспертизы; изменения условий природопользования; реализации объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ ранее и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

Лица и организации, не согласные с заключением государственной ЭЭ, вправе оспаривать его в судебном порядке, а также представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Подробно порядок организации и проведения ГЭЭ, требования к материалам объекта ГЭЭ даны в прил. 3 к настоящему Пособию.