«Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
Законодательство разделяет понятия «благоприятная окружающая среда» и «благоприятная среда жизнедеятельности (человека, населения)» (см., например ст. 1; 44 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 7 и 10 Градостроительный Кодекс РФ).
Учет указанного отличия важен в проведении ОВОС, для анализа и экологической оценки представляемой на ГЭЭ документации.
Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает сохранение и устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов [3].
1. Из приведенного положения для практики оценки деятельности полезно сделать вывод о термине «не благоприятная среда» – среда, состояние которой не устойчиво в своем естественном состоянии, то есть не естественно до потери устойчивости или иначе – доведенная до недопустимых (не разрешенных) изменений.
2. ФЗ «Об охране окружающей среды», в дополнение к понятию «благоприятная окружающая среда», используют также понятия (принципы) обеспечения «благоприятных условий жизнедеятельности человека» (ст.3), «благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности человека» (ст44).
Благоприятная среда жизнедеятельности
Обеспечение «благоприятных условий проживания населения» является самостоятельной целью регулируемых градостроительных отношений - (преамбула Градостроительного Кодекса РФ). Градостроительный Кодекс использует также и термин «благоприятная среда жизнедеятельности» (Глава II).
Правовое определение обоих терминов отсутствует, но, очевидно, что оба понятия включают обеспечение благоприятных условий среды и в части обеспечения благоприятной окружающей (природной) среды. В тоже время, регулирование в градостроительной области охватывает специальные направления и характеристики «благоприятной среды жизнедеятельности», а обеспечение благоприятной окружающей природной среды реализуется в соответствующей области и присущими методами.
Исходя из содержания ГК РФ к характеристикам «среды жизнедеятельности» области градостроительства относятся условия проживания населения, обеспечиваемые градостроительными и строительными приемами, в том числе:
право и доступность пользования местами приложения труда, объектами культуры, благоустройства, беспрепятственного доступа граждан к объектам жизнеобеспечения (здравоохранения, образования и т.д.);
обеспеченность и доступность жилья;
нормируемые характеристики качества жилища (строго говоря, относятся к архитектурно-строительной деятельности);
характеристики качества природных и природно-антропогенных объектов территорий непосредственного пользования, обеспечения и влияния;
безопасность, обеспечиваемая планировкой территорий, характером и размещением объектов (сооружений);
достаточность и устойчивость инженерной и транспортной инфраструктуры.
Критерием «допустимого качества» среды жизнедеятельности, как правило, выступают нормативы, но могут применяться и другие принятые обществом и научно обоснованные критерии.
Определение термина «Благоприятная среда жизнедеятельности» может быть представлено как: вся окружающая среда непосредственного пользования и обеспечения жизнедеятельности граждан, влияния на условия их труда и проживания, обладающая допустимым качеством, доступностью, беспрепятственностью и устойчивостью пользования.
Негативные изменения качества окружающей среды – уничтожение, загрязнение, истощение, деградация, порча, или любые иные изменения естественных качественных показателей состояния ОС, ее объектов, природных связей, изменения состояния природных или ухудшение потребительных свойств, связанные с антропогенным воздействием.
Негативные изменения качества окружающей среды выявляются, анализируются и оцениваются по:
установленным нормами и правилами характеристикам и показателям состояния объектов охраны окружающей среды;
иным результатам научных наблюдений и исследований;
общественным оценкам.
Воздействие на окружающую среду – акт, процесс или любое иное прямое или косвенное антропогенное взаимодействие объекта воздействия с окружающей средой, вызывающее ответную реакцию среды.
Общие подходы к использованию терминов «воздействие» и «последствия».
В ФЗ «Об ООС», в Положении «Об ОВОС в РФ» понятия: «негативное изменение», «воздействие» и «последствие» отдельно не раскрываются.
В ряде изданий отечественной специальной литературы воздействие рассматривается как «внесение» в среду веществ, шума, теплового и иного излучения.
В связи с принятие Положения об ОВОС оценку влияния на качественные изменения в окружающей среде принято выделять и обозначать как последствия. При этом исследуются влияние на систему сложившихся в естественной среде связей, возникающие новые взаимодействия, последствия которых приводят к дополнительным изменениям их естественного качественного состояния, то есть к последствиям.
Определение «воздействия на окружающую среду, предложенное в настоящем Пособии, подразумевает наличие привнесения в среду чего- либо (в том числе, химическое, физическое и биологическое воздействие), но подчеркивает, что:
воздействие не может рассматриваться иначе как комплексный, непрерывный процесс взаимодействия объекта воздействия и ОС;
воздействие подразумевает любые изменения, в том числе изменение исходного положения, доступности пользования, устойчивости, визуального и иного восприятия;
В экологической оценке намечаемой деятельности важен факт взаимодействия и объективно следующих изменений.
Поскольку рассматривается исключительно антропогенное, то есть внешнее и не естественное воздействие на среду, а значит - априори негативное, несущее априори негативные последствия. Далее решается задача определения степени значимости изменений, последствий, оценки баланса издержек и выгод намечаемой деятельности.
Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды [3].
1. ФЗ «Об ООС» не определяет понятий: «хозяйственной и иной деятельности», «негативное изменение», а понятие «качество среды» размыто до «иных показателей».
2.В экологической оценке важен не вид деятельности, а оценка субъектами воздействия и его последствий.
В результате в практическом применении законодательного определения «негативного воздействия» возникают проблемы. Для их разрешения и в контексте с данным выше определением «негативных изменений», расширительное определение негативного воздействия на окружающую среду может быть представлено как любое прямое или косвенное антропогенное воздействие на окружающую среду, последствия которого признаются (в процессе проведения оценки воздействия или иным установленным порядком) приводящими к изменению естественного состояния природной среды, к любым иным негативным изменениям показателей состояния ее компонентов и объектов, связей, состояния природных или потребительных свойств.
Значимое воздействие – воздействие, приводящее к изменению качественных показателей состояния компонентов и объектов окружающей среды, состояния их связей, природных или потребительных свойств. Значимость воздействия оценивается по экологическим аспектам для природной среды, условий жизнедеятельности, жизни здоровья человека, состояния самих условий жизнедеятельности, а также возникновение новых отношений человека и окружающей среды.
Вредное воздействие на окружающую природную среду – значимое негативное воздействие фактора антропогенного воздействия на окружающую среду, создающее угрозу устойчивости естественного состояния окружающей природной среды.
Вредное воздействие на человека – значимое негативное воздействие неблагоприятного фактора среды обитания на человека, создающее угрозу жизни и здоровья человека.
Недопустимое негативное воздействие на окружающую среду – воздействие на окружающую среду, вызывающее недопустимое негативное изменение качества окружающей среды или иные, не разрешенные воздействия.
В Приложении 2 представлен перечень недопустимых для антропогенных воздействий негативных изменений качества окружающей природной среды, недопустимых видов деятельности, определенных правовыми нормативными актами. Представленный общий перечень в региональных материалах требуется конкретизировать, уточнить «по месту», если это возможно, и дополнить, в том числе перечнем недопустимых изменений градостроительной среды, социальных условий, определяемых воздействием на среду.
Последствие от воздействия на окружающую среду – любое последствие от антропогенного воздействия объекта на среду, связи и результат которых осознаются и выражаются участниками оценки воздействия. Осознаваемые связь и результат связи выражаются в оценках изменений состояния безопасности, изменений в среде, в здоровье и условиях жизнедеятельности людей в настоящем или в будущем.
Приложение 3.
- Содержание
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы 61
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологи ческой оценки в россии 79
- Введение
- Глава 1 характеристика систем подготовки и согласования проектов намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды
- 1.1. Организационная система и система требований к намечаемой деятельности в ссср. Этапы развития
- 1.2. Преимущества и ограничения при интеграции отраслей права в области охраны окружающей природной среды в систему экологического права
- 1.3. Формирование системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
- Глава 2. Основы экологических оценок
- 2.1. Определение, структура и правовые основы экологической оценки в России
- 2.2. Предпосылки системы оэ
- 2.3. Основы содержания экологической оценки намечаемой деятельности
- Глава 3. Экологическая экспертиза
- 3.1. Правовые основы экологической экспертизы
- 3.2. Виды экологических экспертиз
- 3.3. Историческое соотношение общественной и государственной экологических экспертиз
- 3.4. Отличительные черты института экологической экспертизы
- 3.5. Государственная экологическая экспертиза
- 3.6. Общественная экологическая экспертиза
- Глава 4. Оценка воздействия на окружающую среду
- 4.1. Содержание овос
- 4.2. Цели и задачи овос
- 4.3. Основные нормативно-правовые документы
- 4.4. Этапы процедуры овос
- 4.5. Решаемые овос методические задачи
- 4.6. Требования к материалам овос
- 4.7. Сравнение целей и содержания положений «об овос»
- 4.8. Обзор применения овос
- Общие рекомендации по проведению требований овос в условиях неразвитости нормативных и методических положений
- 4.9. Методология овос в инвестиционном проектировании
- Общие положения Руководства по проведению овос в инвестиционном проектировании
- 4.10. Методология овос в градостроительном проектировании
- 4.11. Проведение овос в подготовке проектов правовых нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов
- 4.12. Критерии оценок и экологические требования
- Стратегическая экологическая оценка (сэо)
- Глава 5. Проблемы экологической оценки. Методы их решения и специальные механизмы
- 5.1. Проблемы экологических оценок допустимости намечаемой деятельности и требований в области оос
- 5.2. Специальные механизмы эо и методы решения экологических проблем
- 5.2.1. Покомпонентные оценки и нормативный подход в оценках
- 5.2.2. Факторный анализ в эо Специальные термины и определения. Методические пояснения
- Пояснения по содержанию некоторых из экологических факторов
- 5.2.3. Экспертные оценки в эо
- 5.2.4. Оценки экологических рисков
- 5.2.5. Эо и экологическая компенсация
- Глава 6. Международный опыт и состояние экологической оценки в россии
- 6.1. Россия и международный опыт экологической оценки
- Особенности эо в сша
- Особенности эо Канаде
- Особенности эо Германии
- Директивы Европейского Сообщества
- 6.2. Развитие российской системы эо в русле международных тенденций
- 6.3. Особенности, состояние и недостатки российской системы ээ и овос
- Состояние нормативной правовой базы эо
- Практика применения эо в России
- Влияние системы эо на принимаемые решения
- Институциональный потенциал российской системы эо
- 6.4. Направления совершенствования и развития экологической оценки
- Приложения
- Методические подходы в системе эо. Общие термины и их определения
- Общие подходы к использованию словосочетаний с определением «экологический»
- Общие подходы к использованию терминов: негативное; значимое; вредное; недопустимое изменение (воздействие)
- «Благоприятная среда жизнедеятельности» и «благоприятная окружающая среда»
- Методические подходы к классификации объектов эо
- Отбор и классификация намечаемой деятельности, предполагаемой к разработке документации
- Специальные термины и их определение
- Основные положения организации и проведения государственной экологической экспертизы
- 1. Объекты государственной экологической экспертизы
- 2. Требования к материалам объекта государственной экологической экспертизы
- 3. Представление материалов на государственную экологическую экспертизу
- 4. Оплата государственной экологической экспертизы
- 5. Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы
- Подготовка к проведению гээ
- Проведение экспертного рассмотрения материалов объекта гээ
- Принятие решения по Заключению экспертной комиссии
- 6. Заключение государственной экологической экспертизы
- Действие Заключения государственной экологической экспертизы
- 7. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- 8. Обжалование заключения гээ и апелляция к организатору гээ
- 9. Оплата работ членов экспертной комиссии
- 10. Сдача материалов объектов гээ в архив Обращения к архиву
- Типовой регламент организации и проведения общественной экологической экспертизы проектов (Основные положения. Дается в сокращенном варианте)
- Предисловие к типовому Регламенту
- Общие положения
- Организация и сроки проведения оээ
- Формирование и организация работы экспертной комиссии. Полномочия организатора оээ, экспертной комиссии. Обязанности и права членов экспертной комиссии оээ
- Участие в работе комиссии оээ наблюдателей и экспертов – наблюдателей.
- Участие заказчика в процедуре проведения общественной экологической экспертизы
- Экспертные заключения экспертной комиссии, требования к составу и содержанию.
- Порядок проведения общественной экологической экспертизы
- Рассмотрение апелляций к организатору экологической экспертизы
- Методическое руководство и типовой регламент проведения овос намечаемой деятельности (на примере градостроительной документации, с сокращениями)
- 1. Назначение, содержание и этапы овос в применении к разработке градостроительной документации
- 2. Рекомендации по методике проведения овос градостроительной документации.
- 3. Назначение и состав материалов овос намечаемой деятельности (на примере генерального плана города)
- Состав материалов овос (проекта материалов овос)
- 3.1. Намечаемая деятельность. Сведения о проекте.
- Рекомендации к тз на проведение овос
- Техническое задание на проведение овос.
- 1. Основные задачи при проведении овос
- 2. Методические указания проведения овос
- 3. Исследуемые альтернативы
- 4. План проведения обсуждений, консультаций, включая общественность, согласований и экспертиз
- 5. Состав и содержание материалов овос, включая резюме не технического характера:
- 6. Сроки проведения овос
- Рекомендуемая форма итогового документа общественных обсуждений
- Методическое пособие по экологическим оценкам и требованиям
- 1. Определение, источники и целевые задачи экологических требований
- 2. Экологические требования
- 2.1. Отличительные признаки экологических требований
- 2.2. Общие правовые экологические требования
- 2.3. Прикладные экологические требования
- Список литературы и документов