logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

Практика применения эо в России

Требования к проведению ЭО исполняются и соблюдаются по-разному. Документация, предоставляемая на ГЭЭ, как правило, формально (по составу) соответствует установленным требованиям. В меньшей степени соблюдаются требования в отношении участия общественности или подготовки ТЗ на ОВОС. В материалы ОВОС нередко включается большой объем данных, не относящихся к цели ОВОС. Крайне редко, скорее как исключение, представленная на ГЭЭ документация полностью соответствует требованиям Положения об ОВОС.

В результате исследовании подтверждено, что инициаторы проектов слабо знакомы с содержанием данного Положения, а региональные территориальные подразделения ГЭЭ не требуют их соблюдения из-за отсутствия четких руководящих указаний.

За период с 1999 по 2001 г. количество проведенных государственных экологических экспертиз в обследованных регионах уменьшилось в среднем на 30%. Проведенное экспертами исследование рассматривает этот факт как отражение сочетания двух негативных тенденций: ослабления органов ГЭЭ и увеличения количества экспертиз объектов, не оказывающих значимого воздействия на окружающую среду, в ущерб объектам, которые могут действительно оказывать значимое воздействие. При этом, имеются стимулы для отнесения к объектам экспертизы проектов, не оказывающих значимого воздействия на окружающую среду, с целью компенсации дефицита бюджетных средств.

Для системы ЭО в России характерны два основных недостатка: (1) отсутствие системы (процедур) отбора и классификации объектов ЭО по уровню потенциальной экологической опасности, масштабам и сложности; и (2) недостаточный уровень согласования между подготовкой ОВОС и проведением ГЭЭ. Экологические требования выполняются далеко не всегда, а заложенные в законодательстве возможности повышения эффективности системы ЭО не используются эффективно.