logo
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и ОВОС (учебное пособи

Введение

Информационно-аналитические мероприятия, связанные с оценками, прогнозами вероятных, а также измерениями фактических показателей состояния окружающей среды (ОС), процессов воздействия на нее, последствий для человека, общества, отдельных компонентов и объектов ОС в их взаимосвязи, занимают важное место в системах управления охраной окружающей среды.

В России данная область отношений и группа управленческих мероприятий охватывает, прежде всего:

Указанные мероприятия регулируются правовыми нормами, их результаты обязаны использоваться при принятии решений в деятельности государственных, муниципальных и других органов управления, администраций предприятий, организаций, а потому имеют соответствующее отражение в системе высшего и дополнительного образования.

Изучение указанных механизмов и приобретение навыков их применения в практике управления охраной ОС закреплено ст. 73 федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечено, что «руководители организаций и специалисты… должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности».

Область знаний системы управления ООС отражена в базовой Программе и учебном пособии «Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды»[1], созданных в Международном независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ) по заказу Минтруда и используемых в системе дополнительного образования МПР России Для научно-методической поддержки Программы в 2003 году МПР России открыло отдельную тему НИОКР [2].

Все требуемые для изучения направления реализуются в МНЭПУ в дополнительном образовании и имеют «симметричные» учебные дисциплины в учебных планах Государственных образовательных стандартов экологических специальностей, в т.ч., специальности № 013400 – «Природопользование» [3], аккредитованной в МНЭПУ.

По каждой из этих дисциплин разработана учебная литература, в т.ч. :

по курсу «Экологическое проектирование и экспертиза» – учебные пособия [4,5,6,7,8] и др., а также одноименный учебник [9];

по курсу «Экологический мониторинг» – учебные пособия и учебники, выпущенных различными ВУЗами [10,11,12,13,14 и др.];

по направлению «Экологический аудит» – одно из первых учебных пособий [15] и серия книг, причисляемых к учебным изданиям, выпущенных в НИЦ «Экобезопасность» [16], а также написанных ведущими специалистами в этой области [17,18,19].

Большинство указанных направлений дополнительного образования с 2001 года реализуются в рамках деятельности факультета профессиональной переподготовки – ныне Международного института экологической профессиональной переподготовки (МИЭПП) по соответствующим программам [20], а профиль «Экологический мониторинг» – на кафедре химической и техногенной экологии (ХиТЭ) экологического факультета МНЭПУ. Все это позволило МНЭПУ приступить к разработке интегрированного Учебно-методического комплекса (УМК) области охраны окружающей среды с использованием технологии дистанционного обучения (ДО).

При постановке задач по созданию учебных пособий нового поколения среди вышеуказанных направлений для дополнительного образования государственных и муниципальных служащих с применением дистанционных технологий была утверждена и специализация «Экологическая экспертиза и ОВОС». В числе оснований утверждения этой специализации как отдельной отмечаются следующие:

  1. наличие экологических проблем, которые могут быть предотвращены или разрешены с помощью использования механизмов экологической экспертизы и ОВОС;

  2. необходимость обучения по одному из законодательно закрепленных направлений в области охраны окружающей среды, имеющих специальный закон [21], регулирующий эту область;

  3. наличие государственных и муниципальных органов управления, а также общественных экологических объединений, организующих и участвующих в проведении государственной (ГЭЭ) и общественной экологической экспертизы (ОЭЭ);

  4. наличие на рынке экологических услуг структур, занимающихся разработкой материалов ОВОС, а также значительного числа заказчиков, т.е. лиц, заинтересованных в правильном и эффективном проведении данных процедур, также являющихся потенциальными обучаемыми.

Формирование методических подходов и правовых нормативных актов в области экологической оценки в России обеспечено трудами многих ученых, специалистов области права, практиков.

В настоящем пособии используются работы Н.Ф. Реймерса, О.С. Колбасова, Б.В. Ерофеева, М.М. Бринчука, С.А. Боголюбова, Ю.Л. Максименко, И.Д. Горкиной, М.М. Ю.Г. Жарковой, а также обзоры М.А. Хотулевой, О.М. Черпа, группы международных экспертов под руководством К. фон Риттера и В.В. Циркунова.

В составе разрабатываемого УМК помимо учебного пособия на бумажном и электронном носителях предполагается создание лазерного CD компакт-диска, содержащего:

o библиотечку электронных текстов дополнительной литературы;

o обновленный перечень правовой, нормативно-технической и методической документации;

o автоматизированную систему компьютерного тестирования для самопроверки знаний обучаемых и подготовки к итоговой аттестации;

o методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ по специализациям (с прилагаемыми примерами лучших работ, выполненных в МИЭПП и на экологическом факультете МНЭПУ);

o справочные и другие информационные материалы;

o словарь профессиональных терминов и их определений, применяемых специалистами в данной области;

o методические рекомендации по особенностям обучения в дистанционном режиме и иные полезные сведения.

В основу Пособия положены действующие правовые нормативные акты по ОВОС и экологической экспертизе, а также материалы современных научных исследований в данной области.

Учебное пособие по специализации «Экологическая экспертиза и ОВОС», расширяет и одновременно углубляет соответствующие темы базового пособия по программе «Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды» [22].

Пособие ориентировано, прежде всего, на понимание обучаемыми сущности и особых признаков экологических оценок, а также на практическое применение процедур ОВОС, ГЭЭ и ОЭЭ в принятии управленческих решений, направленных на достижение оптимального баланса интересов всех участников этих процессов.

В Пособии раскрываются методические основы, проблемы и основные понятия данной области. Процесс ОВОС и экологическая экспертиза представляются как единая процедура последовательных исследований, эколого-экспертной и оценочной деятельности, называемой здесь экологической оценкой (ЭО).

Изучаемая специализация имеет цель – не только дать обучаемым знания сложившихся правовых, нормативных и институциональных основ ГЭЭ и ОВОС, но и представить современное состояние и тенденции развития научно-прикладных знаний в этой области, профессионально подготовить их для осознанного и эффективного участия в данных процедурах.

В итоге, обучаемые должны быть готовы к практической работе в процедуре экологической оценки, понимать реальные правовые условия, возможности, права и обязанности всех потенциальных ее участников: а) организаторов ГЭЭ и ОЭЭ – государственных служащих, руководителей общественных экологических организаций и объединений; б) заказчиков–инициаторов процедур ЭЭ и ОВОС и документации – в т.ч. муниципальных служащих, администраторов хозяйственных структур, а также общественность и население; в) исполнителей этих процедур и разработчиков ОВОС – специалистов и научных работников, а также «экологов-экспертов» для участия в работе комиссий ЭЭ и проведения ОВОС.

Заказ на Учебное пособие «Экологическая экспертиза и ОВОС» отражает необходимость подготовки в РФ экологов-экспертов «широкого профиля», способных организовать и обеспечивать руководство экологической экспертизой и проведение «стратегической» экологической оценки. Главный принцип обучения по данной специализации – это обеспечение комплексности в понимании и осуществлении экологических оценок, направленных и на источники неблагоприятного воздействия, и на их «мишени» (природные объекты и самого человека), и на их экологические взаимосвязи, а также на последствия намечаемой деятельности.

В соответствии с этим сформировано и содержание, отражаемое Оглавлением данного учебного пособия, а также Программой курса.

Обобщенно, оно сводится к следующему.

В первой главе рассматриваются характеристики действовавшей в СССР системы управления в сфере охраны окружающей среды, исторический контекст возникновения и развития подсистемы экологической оценки , а также формирования экологического права.

Во второй главе раскрыта сущность экологической оценки как совокупности применяемых научных подходов и методов одновременного учета всех значимых показателей потенциального «неблагоприятного воздействия» намечаемой деятельности на все компоненты и объекты ОС и самого человека, их взаимосвязей и последствий. Глава также содержит научный анализ основных понятий в изучаемой области, определения которых приводятся в приложении к пособию.

В третьей главе подробно рассматривается организация и процедуры проведения государственной и общественной экологической экспертиз в России. Приводятся также методические основы экологической классификации объектов по видам экспертиз предплановой, предпроектной и проектной документации, обоснований лицензий и сертификатов.

Четвертая глава посвящена организации и проведению ОВОС в различных проектных циклах, а также критериям оценок и принятия решений о соответствии намечаемой деятельности природоохранным, санитарно-гигиеническим и другим экологическим требованиям (в широком понимании их смысла). Глава содержит результат анализа использования в этом процессе нормативно-технических и иных документов, содержащих нормы, правила и другие нормативы, учитываемые при разработках материалов ОВОС и проведении различных экспертиз, в т.ч. «ведомственных» (санитарно-эпидемиологической, экспертиз запасов полезных ископаемых по линии МПР и Минэнерго, экспертиз промышленной и радиационной безопасности и др.).

Пятая глава касается различных методов и методологических проблем экологической оценки и, а также некоторых механизмов их решения, используемых современной наукой и применяемых в практике ЭО.

Шестая глава затрагивает концептуальные проблемы самой экологической оценки и направления их решения, как в РФ, так и за рубежом. Она содержит анализ особенностей и недостатков современной системы экологической экспертизы и ОВОС в России, рекомендации по ее модернизации и превращению в общепринятую в развитых странах систему экологической оценки.

В пособии содержатся приложения практического характера (основы экологических требований, методические подходы к классификации объектов ЭО, основные регламентные положения организации и проведения ГЭЭ, ОЭЭ и ОВОС, рекомендуемые формы некоторых разрабатываемых документов), краткий словарь профессиональных терминов и определений изучаемой области.

Методические особенности курса и некоторые рекомендации. Изучение специализации не предполагает (хотя и не исключает) традиционного для высших учебных заведений лекционно-семинарского ее прохождения. Однако, методика обучения ориентирована, прежде всего, на самостоятельное изучение материалов при определенной дистанционной поддержке обучаемого со стороны разработчиков курса, а также «тьюторов» системы дистанционного обучения, реализуемой в МИЭПП МНЭПУ.

Подробные методические рекомендации по порядку и последовательности учебных мероприятий при индивидуальном прохождении курса формируются на персональном CD-диске каждого обучаемого с учетом его личных интересов, имеющегося исходного (первого высшего) образования, настоящего или желательного направления практической деятельности, а также принципиальной роли обучаемого в системе отношений, связанных с экологической экспертизой и ОВОС, природоохранной и близкой деятельностью.

Большое значение придается тестированию (самопроверке) и выполнению контрольных заданий по каждой главе, результаты которых служат индикаторами качества подготовки, а также выполнению письменной работы (курсовой или дипломной) творческого характера. Обычно в квалификационной (дипломной) работе при профессиональной переподготовке по данной специализации предлагается включать 2-3 раздела, посвященных практическим вопросам организации и проведения экологических экспертиз (желательно с участием самого обучаемого) или же разработке материалов ОВОС или их части по хорошо известным обучаемому региональным или муниципальным проектам, оказывающим влияние на окружающую среду и здоровье населения.

В дистанционном варианте обучения может также осуществляться разнообразная информационно-методическая поддержка обучаемого со стороны руководителя его дипломной работы и даже (в последствии) определенная консультативная помощь в профильной практической деятельности прошедшего переподготовку специалиста. Возможна также коллективная деловая (ролевая) игра, проводимая по сети «Интернет» в режиме «on-line» («чат», ICQ и др.), или по электронной почте («off-line» режим) в виде коллективной «телеконференции».

Электронный вариант данного учебного пособия, построенный в формате многоуровневого «гипертекстового» электронного учебника, постоянно совершенствуется и пополняется его авторами, что предопределяет их открытость к сотрудничеству и благожелательное отношение к деловой и конструктивной критике.

Предполагается и периодическое переиздание бумажного варианта данного учебного пособия.

Авторы выражают особую признательность рецензентам, коллегам по МНЭПУ д.ю.н., к.т.н. проф. Г.П. Серову, к.г.н., доц. И.И. Букс, д.т.н., профессору Ю.А. Милицыну за помощь в подготовке пособия.

Контактную и иную информацию о его авторах можно найти на сайтах МИЭПП (www.fpp.ru) и МНЭПУ (www.mnepu.ru).

Москва,

май–июнь 2003 года.